Со скоростью звука: можно ли за две недели погрузиться в музыкальную индустрию

30 ноября в Москве состоялся питчинг музыкального проекта "Академия звука" - программы интенсивного обучения артистов и менеджеров.
Фото предоставлено Максимом Чуминым

Потенциальным заказчикам представили не просто демоверсии песен, а настоящий творческий продукт. В результате каждый участник вместе с творческой командой должен получить возможность выпустить трек на одной из музыкальных стриминговых площадок. Для чего запустили "Академию", можно ли за две недели создать полноценный тандем менеджер - музыкант и о том, как поддержка города влияет на развитие музыкальной среды, IPQuorum попросил рассказать креативного продюсера проекта Максима Чумина.

- Расскажите об "Академии". С чего она начиналась и в чем ее цель?

― Проект зародился два года назад. С самого начала мы хотели создать творческое комьюнити, среду. Но сейчас у нас уже сформулирована более амбициозная задача ― сформировать новое поколение музыкальной индустрии. Мы создаем социальный лифт, который позволяет молодым, начинающим артистам и менеджерам творчески и профессионально развиваться и освоить азы профессии и креативного предпринимательства. Это не конкурс и не очередная "фабрика звезд". Мы не обещали артисту, что он моментально станет звездой, а менеджеру ― что он заработает миллион. Мы с самого начала говорили о том, что наша задача ― за две недели резиденции и интенсивного погружения в работу дать ребятам шанс обрести нужные навыки и войти в индустрию. У нас очень солидный пул партнеров ― это социальная сеть "ВКонтакте", платформа для развития креаторов и артистов "Звук.Студио", платформа для битмейкеров "Панч", СТУДИО PLACE и, конечно же, Агентство креативных индустрий (АКИ) и Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы. Мы воспринимаем артистов и менеджеров как креативных предпринимателей. Показываем им на практике, что в музыкальной индустрии творчество, деньги и предпринимательство неразрывно связаны. Сегодня артист и менеджер вместе создают продукт, который выходит на рынок. По сути, наш главный приз ― это возможность предъявить свой проект и получить обратную связь от экспертов отрасли. Не отправлять миллион "холодных" писем различным игрокам индустрии, чтобы выстроить карьерную траекторию, а встретиться с ними лицом к лицу в комфортной обстановке. Резиденция, а затем два дня ― питчинг и прослушивание ― это трамплин, который выводит креаторов на музыкальную орбиту, позволяя дальше работать.

― В одном из интервью вы сказали, что неудачи, с которыми сталкивается молодой артист или музыкальный деятель, являются ключевыми для личностного роста, но при этом создаете для резидентов комфортную атмосферу. Как это сочетается и как перевести неудачу в рост?

― Хороший вопрос. Сейчас поясню. Скажу на личном опыте, что неудачи каждый раз заставляли меня перепридумывать себя и то, чем я занимаюсь. Но для того, чтобы набитые шишки пошли в рост, нужно уметь над ними рефлексировать. Так как мы работаем с новыми игроками рынка, то мы пытаемся уберечь их от совсем детских ошибок роста. Но при этом мы очень подробно говорим о психологии творчества, о том, что ошибок и неудач не избежать. Но мы показываем, как можно переформировать отношение ко всему этому. Мы не упрощаем им путь, но подготавливаем к тому, что их ждет дальше. И в этом очень важная задача нашего проекта.

― Почему вам важно, чтобы участие в проекте было бесплатным?

― Потому что в первую очередь наш проект социальный, направленный на развитие индустрии. За две недели на рынок вышло 20 новых творческих команд-профессионалов. Мы фокусируемся на образовании. А чтобы у всех, кто подал заявку, были равные шансы, мы делаем программу бесплатной.

― "Академия" ограничена возрастными рамками от 18 до 35 лет. Почему?

― Начнем с того, что это основной возраст людей, которые задействованы на музыкальном рынке. Кроме того, 17 лет ― это не такой большой разброс, как может показаться на первый взгляд, а значит, не будет поколенческих споров и конфликтов, когда люди просто не способны понять друг друга. А нам надо, чтобы менеджеры и артисты сработались, стали друг другу почти родными. Мы же не случайно выбрали формат резиденции с проживанием. Понимаете, перед нами одна из сложнейших задач ― формирование сообщества. Мы же не просто образованием занимаемся, но и комьюнити-менеджментом.

― Две недели участники проекта провели в музыкальной креативной резиденции. Что можно успеть сделать за такой короткий срок?

― Я начинал с комиксов и однажды познакомился с Катей Шилоносовой (Kate NV), которая была выпускницей Red Bull Music Academy. Они устраивали международную музыкальную резиденцию для артистов, продюсеров и диджеев, позволяя музыкантам обмениваться опытом и учиться друг у друга. Это был уникальный формат творческого кэмпа. Я решил перенести это на нашу почву. Две недели погружения в среду и профессиональное общение могут сделать для творческих людей больше, чем годичное обучение без практики.

Опять же, этот срок оптимален как для формирования сообщества (люди начинают дружить друг с другом просто потому, что постоянно находятся рядом, живут и работают на одной территории), так и для создания музыкального проекта. Почему мы решили не затягивать процесс? Потому что, работая с таким деликатным продуктом, как песня, легко потерять нить, начать постоянно что-то улучшать, стремясь к идеалу, и в итоге так ничего и не выпустить.

Мы же развиваем в артистах и менеджерах очень важный навык ― смелость принимать решения: от первого шага ― пойти в резиденцию до финального ― представить трек. Резиденция как бы поделена на три части. Первую неделю ребята пребывают в эйфории, что прошли отбор и оказались фактически в Диснейленде, где к ним очень бережно относятся. В начале второй участники понимают, что дедлайн близок, и впрягаются в тяжелейшую работу. Третий этап ― это питчинг и прослушивание. Две недели в таком режиме ― это непростой график. Ну а если сделать процесс длиннее, то будет еще труднее.

Размышляя, в какую сторону может развиваться "Академия звука", мы понимаем, что формат резиденции точно останется. Просто к ней добавится что-то еще. Например, мы уже выпустили первую часть нашего онлайн-курса. Кстати, он тоже доступен совершенно бесплатно.

― Вы часто говорите про новое музыкальное образование. Каким оно должно быть?

― Я бы не стал выделять музыку в отдельный сегмент. Мне кажется, что сегодня скорее нужно говорить о творческом образовании для молодых предпринимателей. Я начал работать в 17 лет. К окончанию школы у меня уже было свое издательство комиксов, свое дело. Мне повезло, у меня была возможность сразу не поступать в вуз и осмотреться, понять, чего же я хочу на самом деле.

Люди должны понимать, что они хотят получить от образования. К сожалению, многие, кто уходит в колледж или даже поступает учиться в высшее учебное заведение, делают это только потому, что не знают, как можно действовать иначе. Они не могут принять то или иное решение. Новое креативное образование в первую очередь должно фокусироваться на умении принимать решения и брать ответственность за свою жизнь и ее дальнейшее развитие. Оно должно быть ориентировано на результат. Хорошо бы, чтобы между окончанием школы и поступлением в вуз у людей была возможность получить некий вход в профессию, понимание себя и того, что им нужно. С этим запросом креативное сообщество и должно работать.

Например, когда мы отбирали ребят в "Академию звука", мы проводили серьезное интервью, чтобы понять, нужно это человеку или нет, полезна ли ему будет работа с нами. Нам важно, чтобы человек осознанно подошел к этому опыту. Потому что иначе ни образование, ни среда, в которую мы его погружаем, ничего не дадут и человек зря потратит время. Сегодня образование должно прокачивать главный навык для предпринимателя ― принимать решения, ответственность за них. То есть формировать запрос: что мне нужно от образования, от мира, от моей деятельности.

― Представьте команду "Академии".

― Один из важнейших участников программы ― наш методист Андрей Рыжков. Он уже 15 лет в индустрии, курирует в том числе образовательную программу в Moscow Music School, где сегодня ведется обучение по самым главным специальностям музыкальной индустрии. За формирование комьюнити отвечает программный директор Мария Мельникова. Даша Александрова и Лена Устинова - продюсеры проекта, которые на своих плечах несли организацию резиденции с ее переносом в течение года. Плюс у нас 16 профессиональных преподавателей, которые занимаются инструментальной музыкой, вокалом, телом, сценическим мастерством и так далее. Именно такой комплексный подход позволяет нам за две недели сделать классный музыкальный проект. Мы постоянно держим в голове искомый результат: пришел человек с демкой, записанной на микрофон телефона, а мы из этого вырастили большой музыкальный проект и создали классный трек.

― При таком подходе вы должны очень серьезно следить за тем, что происходит в музыкальной индустрии, как российской, так и зарубежной.

― Так оно и есть. Для меня как креативного продюсера очень важна наслушанность. Мне очень важно отслеживать, что сейчас актуально, кто задает тренды, а кто работает против них. Самое интересное и важное ― следить за трендсеттерами, пытаться прогнозировать, что будет дальше.

Если говорить исключительно про Россию, то для нас главное ― в каком состоянии будет находиться рынок, кто из новых имен попадает в индустрию.

― А какую музыку любите сами, что у вас в наушниках?

― Самое разную. Проще всего это сформулировать как инди-музыку. Есть две любимые англоязычные группы ― Black Country New Road и Sparks.

― Вы сказали, что важным партнером проекта стали Агентство креативных индустрии и Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Насколько важно, что город поддерживает как музыкальную индустрию, так и творческих предпринимателей в целом?

― Я сам предприниматель и активно сотрудничаю с городскими проектами. На собственном примере я вижу, какие это открывает перспективы и траектории развития. Как это помогает усиливать проект и выходить на более широкую аудиторию. Работа с городом ― это работа с контекстом, который всех нас окружает. Часто креаторам кажется, что со стороны властей ― люди другого поколения, другого культурного склада, которые работают исключительно по своей повестке. На примере АКИ и Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы мы видим, что это не так. Они слышат запрос творческих предпринимателей и готовы к обсуждению, готовы выслушать наши предложения. Понимаете, пандемийные ограничения, уход ряда стриминговых музыкальных сервисов и лейблов бросают креаторам вызов. Сегодня артистам важно даже не то, чтобы им выделили деньги, а то, чтобы их боли услышали. Для нас большая честь, что "Академия звука" стала площадкой коммуникации города и молодых музыкантов.

― Давайте немного про технологии. С технической точки зрения порог входа в индустрию минимальный. А есть какой-то секрет хита?

― И тут мы снова будем говорить об осознанности. С появлением большого количества технологий в области написания музыки многие стали думать, что для создания хита этого и достаточно. Почему бы не попробовать себя в этой области. Но слушателю нужна история, нужно понимание, какой артист перед ним, какой путь он прошел, какая у него легенда. Только тот, кто может себя интересно позиционировать, может со временем выпустить хит. Нужно очень тщательно формировать образ, репертуар. Таков запрос аудитории. Этой мыслью пропитана наша "Академия". Артист должен себя придумать, время контентного фастфуда закончилось. Голые технологии никогда не заменят артиста. Они как были, так и останутся лишь помощниками, способными облегчить жизнь и какие-то рутинные процессы. Я против, когда, например, говорят, что иллюстраторов и художников запросто заменит нейросеть. Нет, не заменит. Хайп пройдет, а творчество останется.

― Хорошо, а как вы относитесь к замене артистов на цифровых аватаров?

― Мне нравится наблюдать за развитием технологий, но я не считаю, что будущее исключительно за этим. Аватары появились не сегодня. Возьмите группу Gorillaz с их анимацией. Чем это не аватар? И это было уже более двадцати лет назад. Нельзя бездумно использовать прогресс. Во всем должен быть смысл. Понимание этого и есть будущее.