Герои Островского ставят лайки и делают селфи в Театре Пушкина

Вместо провинциального Бряхимова - на сцене модный столичный ночной клуб. В таких лет десять назад кипела своя жизнь, сейчас по самым разным причинам поутихшая. Отполированная черная барная стойка, уставленная бутылями крепкого алкоголя, неоновая вывеска с надписью Chill (что в переводе с английского сленга означает "расслабляться") и еще одна, сложенная из огромных букв - "Красота", девочки go-go, подливающие шампанское в блестящие розовыми боками бокалы. И утомленное вечеринками, пустыми разговорами и сплетнями светское общество.
Аполлон Окоемов убежден в своем величии и способности очаровать даму любого возраста.
Аполлон Окоемов убежден в своем величии и способности очаровать даму любого возраста. / Геворг Арутюнян

Режиссер Данил Чащин превратил не слишком популярную пьесу Островского "Красавец мужчина" в анекдот из жизни светского общества.

Аполлон Евгеньевич Окоемов (его в очередь по-разному, но неизменно на кураже играют Дмитрий Власкин и Владимир Жеребцов) - человек без определенных занятий, проматывающий в карты богатство супруги, но, главное, мачо, мечта женщины любого возраста и любого достатка. Почти как знаменитый Аполлон руки Микеланджело Буонарроти - эталон красоты всех эпох. На его нарочито фальшивую плексигласовую копию, выставленную на сцене и не сходящую с нее весь спектакль, Окоемов заглядывается, пытаясь спародировать позу и жест, дабы не забыть о своем величии, в котором он, естественно, не сомневается.

Фото: Геворг Арутюнян

Жена Окоемова Зоя (Анна Бегунова / Анастасия Лебедева) записывает на своем мобильнике видео на тему, как же она счастлива, что у нее такой красивый муж и как сильно он ее любит. И это снова подделка, только уже не под искусство, а под жизнь: счастье напоказ, которому легко веришь, пролистывая соцсети и оценивая посты лайками. Словно подчеркивая фальшь происходящего и вызвав смех в зале, со сцены прозвучит ставшее почти народным: "Зачем вы девочки красивых любите? / Непостоянная у них любовь".

Фото: Геворг Арутюнян
Вместо красоты - даже не стразы, а копеечные блестки, вместо любви - сделка

Диалог из пьесы о том, что же важнее, красота или деньги (третьего варианта в головах героев просто не существует), оставлен в спектакле практически в неизменном виде.

Развеет вечную скуку Окоемова только известие о том, что молодая вдова Сусанна Лундышева (Анастасия Панина) гораздо богаче Зои. И тот захочет заполучить выгодную невесту. Он предложит Зое решиться на измену, да не тайную, а ту, которую запечатлеют для истории репортеры, вечно охотящиеся за всякой желтизной. В 1882 году, когда была написана пьеса, брак мог быть расторгнут только в том случае, если есть твердые доказательства измены.

В "Красавце мужчине" проскальзывают мотивы из "Бесприданницы": в сущности, Островский освещал с разных сторон одни и те же пороки света. Лундышева с жаром будет рассуждать, имеют ли право бесприданницы влюбляться в красавцев. А два богача Наум Лотохин (Владимир Майзингер) и Никандр Лупачев (Андрей Заводюк) ударят по рукам и заключат сделку, кто будет вытаскивать из ямы позора Зою.

Фото: Геворг Арутюнян

Есть мнение, что пьеса "Красавец мужчина" написана под влиянием эпизода из жизни автора. Островский влюбился в актрису, но та не ответила взаимностью, предпочтя ему красавца, как Окоемов.

Вместо красоты - даже не стразы, а копеечные блестки, вместо любви - сделка. На сцене царит порок во всей своей неприкрытости. Нечего пенять на селфи, коли рожа такова.

На первый взгляд может показаться, что пьесу Островского Чащин хотел превратить в мощный феминистический посыл - мол, берегите женщин. Но последний монолог Зои напомнит о фальшивости всех персонажей. Выйдя в элегантном брючном костюме на авансцену, с агрессивным макияжем, будто сошедшая с обложки глянцевого журнала, она произнесет: "Добрая, честная женщина способна на бесконечную преданность; в горьких обстоятельствах терпению ее нет конца. Мужчины, какой будет разлука, зависит от вас. Потрудитесь, чтобы вас любили". А в конце прибавит: "Девочки, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, жмите на колокольчик".

Фото: Геворг Арутюнян

Не борьба за женскую хрупкую душу, а злая сатира на современное общество. Ведь про многое можно говорить с интересом, но только о себе с наслаждением.