Новый рейтинг лучших фильмов всех времен принес сенсацию

Опросы ведущих кинокритиков мира, которые каждые десять лет проводит авторитетный британский журнал Sight & Sound, всегда привлекали особое внимание синеманов: перед нами рейтинг лучших фильмов всех времен и народов.
Кадр из фильма "Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080".
Кадр из фильма "Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080". / Кинопоиск

Новый рейтинг, опубликованный в декабре 2022 года, ошеломил сенсационной новостью: на первое место, согласно мнениям экспертов, вышел фильм, о котором мало кто слышал, и еще меньше людей его видели. Это бельгийская кинодрама 1975 года "Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080" режиссера Шанталь Акерман, умершей в 2015 году.

Напомню, что самый первый опрос, предпринятый журналом в 1952 году, выдвинул на первое место неореалистический фильм Витторио де Сика "Похитители велосипедов". Затем его сменил "Гражданин Кейн" Орсона Уэллса, который продержался в лидерах до 2012 года, когда его сменил ужастик Альфреда Хичкока "Головокружение". Теперь этот ужастик переместился на второе место, "Гражданин Кейн" - на третье. Все эти варианты, безусловно, свидетельствуют о более чем субъективных вкусах критиков, в массе уподобляющих рейтинг рулетке, но последние итоги голосования в какой-то мере - показатель резких изменений самих критериев отбора. Единственное, что может объяснить появление столь специфического фаворита кинокритики, - активное наступление феминизма сразу на всех фронтах.

Фильм Акерман безусловно хорош - как своего рода эксперимент, отважный и требующий отваги от зрителей. Это более чем трехчасовое наблюдение за жизнью молодой вдовы, данное, по ощущениям, в реальном времени: вот она идет за продуктами, вот едет в лифте, вот чистит овощи, готовит пищу, ест, моет тарелки… Весь ее нехитрый, ничем не примечательный быт - подробно, терпеливо, дотошно. Так же буднично, между рутинными занятиями, принимает своих клиентов - зарабатывает на жизнь телом: она вдова, ей надо на что-то жить. У нее сын-старшеклассник, которого надо кормить, воспитывать, оберегать от вызовов жизни. Существование размеренное, почти механическое, где каждая минута - чем-то заполненная ниша, и каждая деталь этой жизни раз и навсегда привинчена к соседней. Но вот в какой-то момент какая-то деталь даст сбой - и все налаженное посыплется в труху. И так постепенно из этого обрыдлого быта складывается вечная драма женщины, обреченной на одиночество и не имеющей сил что-то изменить в своей жизни.

Ясно, что такой фильм, при всех его художественных достоинствах и гуманистическом посыле, неспособен привлечь сколько-нибудь значительную аудиторию. Во всех предыдущих опросах он присутствовал, но занимал значительно более скромные места. Единственное объяснение этого многих изумившего рывка на пьедестал почета - "женская" тема и гендерная принадлежность режиссера. Эта "феминизация" предпочтений отчетливо прослеживается во всем рейтинге, и триумф Шанталь Акерман многими изданиями подается как долгожданная победа: впервые за всю историю в лидеры киномира вышла женщина.

Скрупулезно соблюден в опросе 2022 года и другой важный сегодня критерий - требование расового "разнообразия". На четвертом месте в этом рейтинге японец Ясудзиро Одзу с "Токийской историей", пятое заняло "Любовное настроение" корейца Вонга Кар Вая, переместившееся с 24-го места, согласно рейтингу 2012 года. Еще более внушительный скачок сделала француженка Клер Дени: ее "Хорошая работа" перешла с 78-го места на седьмое. Фильм Стенли Кубрика "2001: космическая одиссея" удержался на шестом месте. 8-е место в первой десятке занял "Малхолланд драйв" Дэвида Линча, 9-е - "Человек с киноаппаратом" советского документалиста Дзиги Вертова, 10-е - мюзикл "Поющие под дождем" Джина Келли и Стэнли Донена.

Фильм "Восемь с половиной" Федерико Феллини занял только 31-е место, разделив его с "Зеркалом" Андрея Тарковского. И заметно потерял в весе былой фаворит рейтингов "Броненосец "Потемкин" Сергея Эйзенштейна: из первой десятки он перешел на весьма отдаленное, хотя все еще почетное 54-е место.

В опросе Sight & Sound приняли участие более 1600 критиков, фестивальных менеджеров, исследователей кинопроцесса.