14.12.2022 17:56
    Поделиться

    Проживающей на Кубе 97-летней россиянке вручили знак "Жителю блокадного Ленинграда"

    Сотрудники российского генконсульства на Кубе вручили знак "Жителю блокадного Ленинграда" 97-летней россиянке, которая в юношеском возрасте прошла через все муки войны и на себе испытала ужасы жизни в осажденном городе.

    Сегодня Лидия Александровна Самсонова живет в небольшом кубинском городе Кабайгуан с населением около 30 тысяч человек, что расположен в провинции Санкти-Спиритус в самом центре Острова Свободы. Здесь ее знают все соседи. На вопрос, где живет "ла руса" (в переводе с испанского "россиянка" - прим. "РГ"), безошибочно отвечают жители нескольких соседних улиц. На пороге маленького домика встречает приветливо улыбающаяся пожилая женщина. Для нее приезд гостей из России уже само по себе значимое событие и прекрасная возможность пообщаться на родном языке. Для небольшого кубинского города это действительно большая редкость. Тем более, что на этот раз визит сотрудников российского генконсульства не ограничивается лишь дружеским чаепитием и решением консульских вопросов.

    Лидия Александрова на прекрасном русском языке с легкими вкраплениями отдельных испанских слов рассказывает, что родилась 22 марта 1925 года в Ярославской области, а затем вместе семьей переехала в Ленинград, где жила на Среднем проспекте в доме 12/6. Там в 16-летнем возрасте она оказалась в блокаде.

    "В блокадном Ленинграде, мы помогали взрослым. Мне тогда было 16 лет, мы рыли окопы, выполняли подручную работу. Отец, два брата умерли в войну. Блокаду я помню очень хорошо. Нам совсем нечего было есть. По утрам искали корешки от капусты. Вот кто утром придет и что-то найдет - тем и питались. Вокруг все умирали. И такие были изможденные… Умирает ребенок 10 лет, а на вид будто взрослый уже… Воду пили из Фонтанки. Приходилось ее кипятить, ведь половина реки в трупах была. Лучше не вспоминать даже, очень трудно", - по глазам Лидии Александровны видно, что те ужасные подростковые воспоминания навсегда врезались в ее память.

    А вот о своей послевоенной жизни она рассказывает куда более охотно. После Победы поступила в художественное училище. Причем для этого ей пришлось писать письмо самому председателю президиума Верховного совета СССР Михаилу Калинину: не окончив школу, в художественное училище поступить было нельзя. Обращение помогло, и на учебу ее взяли.

    Куба в жизни Лидии Александровны появилась практически случайно.

    "Выучившись на художника, я работала на заводе и оттуда меня отправили на какой-то секретный военный объект, где я подписывала макеты оружия. Там я познакомилась со своим мужем, который был артиллеристом и проходил обучение. Я сначала даже не поверила, что он выбрал меня, такой статный, моложе меня. Но, видно, очень хотел быть со мной, - вспоминает женщина. - Затем он как-то поехал домой на Кубу в отпуск и сказал, что подготовил все документы. Спросил, хочу ли я приехать. Конечно же, я хотела. Правда, он рассказывал, что живет в Гаване, а в Гаване он только служил, сам был из Кабайгуана".

    "Так вот с 1971 года я и живу на Кубе, больше 30 лет проработала художником-оформителем. Рисовала афиши, вывески. А еще занималась декораторством. Например, расписывала сувенирные часы: на небольшом циферблате умещала карту Кубу или, например, силуэт Че Гевары", - рассказывает Лидия Александровна. А еще она всегда помогала своим соседям. За это ее и любят все в округе. Она по-прежнему раздает детворе самодельные конфеты, делится урожаем со своего огорода. Благодарные кубинцы, привыкшие к взаимопомощи, платят ей тем же, помогая, кто чем может.

    Поделиться