В зоне проведения спецоперации начали использовать зенитно-ракетный комплекс "Тор-М2ДТ" на базе вездехода ДТ-30 "Витязь"

Минобороны сообщило о начале использования в зоне проведения специальной военной операции зенитно-ракетного комплекса "Тор-М2ДТ" на базе вездехода ДТ-30 "Витязь".
ДТ-30 способны перевозить в условиях полного бездорожья практически любые грузы массой до 30 тонн.
ДТ-30 способны перевозить в условиях полного бездорожья практически любые грузы массой до 30 тонн. / Сергей Михеев/РГ

Самое главное в этой новости - двухзвенный гусеничный вездеход. О начале практического использования ЗРК "Тор-М2ДТ" на базе ДТ-30 "Витязь" говорилось еще в 2019 году. Сам этот комплекс, окрашенный в белый цвет, уже несколько лет был непременным участником всех военно-технических форумов "Армия".

Появление ЗРК "Тор-М2ДТ" в зоне проведения СВО именно сейчас вряд ли можно назвать случайностью. Впереди длинная зима, а значит, новый комплекс ПВО окажется в родной стихии. Скорее всего, "Витязи" будут использоваться и как классические вездеходы для перевозки личного состава, а также необходимых армейцам грузов.

Этот чудо-тягач появился в 1980-х, и лишь чудом сохранился в 1990-е. Автором идеи и главным конструктором вездеходов семейства "Витязь" стал ветеран Великой Отечественной войны Константин Владимирович Осколков.

Двухзвенные вездеходы способны работать круглогодично, передвигаться в условиях бездорожья, болот, снежной целины, распутицы и даже по воде

Одной из главных проблем при создании "Витязя" стало создание поворотно-сцепного устройства, которое обеспечивало бы распределение усилий между двумя модулями и передавало бы тягу на второе звено. Известно, что разработка только этого узла заняла два года.

Первые же ходовые испытания экспериментального вездехода показали, что для подобного рода машин просто не существует препятствий. Когда работы над проектом были завершены, на свет появился не имеющий аналогов в мире тяжелый гусеничный вездеход, способный перевозить грузы весом до 30 тонн в условиях полного бездорожья и даже по воде. За его разработку и освоение главный конструктор К.В. Осколков был награжден орденом Ленина. А для производства "Витязей" был построен специальный завод.

Уникальный вездеход оказался нужным всем, но не у всех заказчиков тогда были деньги. В немалой степени проект спасло то, что он очень подошел нефтяникам и газовикам, работавшим на Севере. У них финансы как раз были. Завод по выпуску "Витязей" спасли от банкротства. Сами тягачи стали использовать не только на Крайнем Севере России, но и в Антарктиде. Пошли они и в армию. В боевых условиях стали применяться еще во время контртеррористических операций на Кавказе, где случалась еще та распутица.

Что можно сказать об этом тягаче? Он - один из немногих, способных работать круглогодично и передвигаться по самой труднодоступной местности в условиях бездорожья, болот, снежной целины и распутицы. Машины могут преодолеть вплавь водные преграды, препятствия высотой до 1,5 м и рвы шириной до 4 м.

Оба звена машины соединены специальным поворотно-сцепным устройством с гидроцилиндрами, благодаря чему возможен поворот и складывание звеньев в вертикальной плоскости. "Витязь" оснащен широкими резино-металлическими гусеницами, которые позволяют технике быть устойчивой на мягком грунте. На болоте или воде они выполняют функцию гребного винта.

Масса модификаций ДТ-30, выпускаемых для нужд военных, в снаряженном состоянии составляет 28,2 тонн, грузоподъемность - 30 тонн, количество мест в кабине - пять, максимальная скорость движения по суше - 44 км/ч, запас хода - 700 км, мощность двигателя - 710 л. с.

Известно, что в Арктике шасси ДТ-30 используется не только как несущая база для "Тор-М2ДТ". На эти платформы устанавливаются арктические версии зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-СА", монтируются полевые кухни КА-250/30ПМ, хлебопекарни ХПА-500/30ПМ, водяные цистерны ЦВА-10/30ПМ и хозяйственно-складские модули ХСМА-12/30ПМ.

Тягачи семейства ДТ-30 на практике доказали способность выдерживать самые суровые испытания. Вне сомнения, они послужат и там, где сейчас идет специальная военная операция.