- Модель одной из самых первых пожарных машин, которые пришли на смену бочкам, была очень красивая, но старенькая. Некоторые детальки погнуты, другие сломаны, - вспоминает Татьяна Худикова. - Мне так жалко ее стало, захотелось починить. Где одна игрушка, там две, а где две, там и три… Так и пошло.
Правда, пополняли коллекцию уже не машинки и глиняные статуэтки, а куклы. Сейчас у Татьяны, которая работает начальником Центрального пункта пожарной связи МЧС России по Еврейской автономной области, около 80 разных кукол - от крошечных до больших. Раньше было больше сотни, но часть коллекционер подарила друзьям. Теперь проведывает, когда ходит в гости. Потому что для нее все они "детки".
- Я с ними разговариваю, любуюсь. Если переставляю, кажется, что они обижаются, выражение лиц сразу становится другим, - говорит Татьяна, демонстрируя своих красавиц. - Меня спрашивают: "Ты что, в детстве была обделена игрушками?". На самом деле у меня их было очень много, в том числе и кукол. Я любила с ними играть, шить им платья, украшения делать.
Заниматься рукоделием, чтобы нарядить кукол, Татьяна Худикова продолжает и теперь. Ведь далеко не всегда удается найти игрушки в идеальном состоянии, особенно, если они фарфоровые - самые хрупкие.
- На просторах интернета вижу куклу, которая запала в душу, и начинаю думать: "Надо ее забрать". Обычно находить их удается через посредников. Появилось много знакомых по всей стране, которые тоже увлекаются коллекционированием, - рассказывает собирательница. - Бывает, что игрушки приходят не в очень хорошем виде. Не все аксессуары сохранены, обветшала одежда, да сама игрушка. Я восстанавливаю первоначальный вид. Начинается стирка, мойка, шитье. Иногда неделя-две уходит на одну куклу, иногда месяц.
Сшить костюм, который не отличался бы от оригинала, изготовить потерянный аксессуар и даже вымыть запачкавшуюся новую "дочку" - задачи непростые.
- Из фарфора кукла обычно сделана только на три четверти: голова, ножки и ручки. В теле набивка. Части соединены между собой хомутиками. Чтобы помыть игрушку, надо ее разобрать. Набивку вынуть, перебрать, частично заменить. Фарфоровые детали аккуратно отмыть: материал очень хорошо впитывает в себя и пыль, и запахи. А главное потом - собрать куклу. Тут приходится помучиться. Как все части должны соединяться, соображаю в момент разбора, - отмечает наша героиня.
Скольким куклам пришлось помогать таким образом, женщина уже сбилась со счета.
- Вот, например, у меня четыре ангела из коллекции Энн Тиммерман. Удалось постепенно собрать всю серию. Одного пришлось отмывать, одежду отстирывать, перешивать немножко, - говорит Татьяна. - Крылышек еще нет. Надо найти такие перышки, как на крыльях других амурчиков.
Что коллекционер старается не покупать вообще, так это разбитые игрушки. Слишком сложно потом "лечить". Но порой это единственная возможность заполучить желанный экземпляр.
- Эту девочку с веснушками прислали со сломанной ручкой, я сама склеивала. А вот личики стараюсь не трогать. Я не художник, а очень важно сохранить роспись в первозданном виде.
С такой ювелирной реставрационной работой биробиджанке помогает знакомая из города Облучье. Она расписывает куклам лица и делает для них парички.
Сама же Татьяна стала кукольным модельером. Приобрела несколько так называемых игровых кукол, которые предназначены для детей. Поместив их во взрослую коллекцию, придумала для каждой уникальный образ.
- Смотрю и думаю: "Это у меня будет школьница". Сделала. Надо к ней школьника. И появился такой рыжий шалопай. Напоминает мне главного героя из фильма "Приключения Электроника". А эта кукла пришла с красивыми длинными волосами, и я сразу подумала: "Королева!". Сделала ей платье, корону. Королеве нужен фаворит. Поэтому новая кукла станет ее парой, - делится планами мастерица.
В коллекции можно увидеть и очень редкие экземпляры. Например, рыжую толстушку. Ее хозяйка называет Сластена-булочка. Таких осталось всего 40 экземпляров во всем мире! А еще есть четыре сластены, изготовленные известной художницей Джейн Бредбери, французские цветочные куртизанки Джейн Маклин, фея Гортензия Мэри Осмонд... Работы разных мастеров Татьяна узнает безошибочно. У каждой свой неповторимый стиль.
- Это два реборна из серии "Дети мира". Кукол каждой национальности было изготовлено всего по 250 штук, - показывает на полку Татьяна. - А вот фарфоровые куколки-фруктовницы. Одну из них - Персика - я полностью отмывала, отстирывала костюмчик, стульчик ремонтировала.
Персику уже 30 лет. Об этом говорит прикрытое волосами клеймо на шее, которое можно увидеть на дорогих коллекционных куклах. С некоторыми идут еще и сертификаты подлинности. В какую сумму обходятся такие изделия, наша героиня предпочитает не рассказывать, только скромно опускает глаза и признается, что приходится копить. Но если посмотреть тематические форумы, несложно узнать, что стоимость может достигать нескольких десятков тысяч рублей. Истинных ценителей она не смущает.
- Это просто азарт! - объясняет Татьяна Худикова.
Для биробиджанки важно, что ее увлечение поддерживают и друзья, и семья - двое сыновей и мама. Они интересуются тем, как пополняется коллекция, и точно знают, что лучшим подарком на любой праздник будут деньги на новый экземпляр. А желанная кукла найдется всегда.