- Богатство городской среды заключается в совокупности культурных напластований. На улице Дмитрия Ульянова (бывшей Сенной), в этом смысле, была уникальная ситуация - за период с 1860 по 2020 сложилась вполне гармоничная среда. Здания разных эпох дополняли друг друга, создавая неповторимую ауру непрерывного культурного развития и преемственности. И вот, ковшом экскаватора из этой гармонии выбиты сразу две составляющие: 1860-е и 1950-е годы, - объясняет ульяновский архитектор Олег Владимиров, один из членов Экспертного совета Управления по охране ОКН администрации губернатора, подписавших обращение к губернатору с просьбой остановить намечающийся снос.
Обращение попало "на изучение" в аппарат губернатора. Но ковш экскаватора оказался проворнее бюрократической машины. А ведь по крайней мере один из объектов, дом №5, или дом симбирской купчихи Языниной (он же - дом купца Пастухова) 1868 года постройки, мог бы иметь спасительный статус ОКН.
- Объект обладал признаками историко-культурной и историко-градостроительной ценности. Здание построено во второй половине XIX века, находилось в историческом центре города в окружении признанных объектов культурного наследия, - сообщила корреспонденту "РГ" проводившая экспертизу здания аттестованный государственный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Ольга Свешникова.
Архитекторы и краеведы вправе были ожидать внесения исторического дома в списки вновь выявленных объектов культурного наследия (ОКН), что означало бы некую бронь от любых попыток сноса. Но отклика в управлении по охране объектов культурного наследия администрации губернатора Ульяновской области это предложение не нашло.
Архитектор Александр Варюхин, также подписавший обращение, указывает и на ценность другого утраченного дома № 7, как на образец "сталинского ампира", которым родина Ильича отнюдь не избалована. Не было в Ульяновске 30-50-х строительного бума, он здесь случился лишь к концу 60-х, накануне 100-летия вождя. Что касается нового строительства на этом месте восьмиэтажного дома, то здесь налицо явное нарушение ФЗ N112 от 21.07.2014 (ред. от 27.12.2018) "Об основах общественного контроля в РФ", согласно которому проект должен обсуждаться в соответствующих инстанциях.
- Обсуждений не было - ни на экспертном совете по охране ОКН при администрации губернатора, ни на комиссии по архитектуре и градостроительству, - говорит Александр Варюхин.
Зато без лишнего шума допустимая этажность в этой зоне регулирования застройки выросла с трех до семи этажей. В планах застройщика, напомним, восьмиэтажный дом. Так, пресловутая "точечная застройка", которой власти разных уровней уже не раз пытались поставить непреодолимый заслон, тихой сапой наползает на сложившуюся архитектурную среду российских городов. Как это происходит, эксперты-архитекторы вкратце излагают в том самом запоздалом обращении к губернатору.
"В городе сложилось негативное явление, когда одна и та же организация с аффилированными ООО выполняет работы по изменению регламентов высотности застройки, проектирует здание и проводит экспертизу своего же проекта. Не удивительно, что такие манипуляции проделываются с целью удовлетворения экономических потребностей инвестора и проектировщика, но никак не создания гармоничной архитектурной среды города", - говорится в обращении.
По мнению депутата Ульяновской гордумы Майиса Дадашова, экспертизы по определению ОКН, границ охранных зон, допустимой этажности и прочих охранных параметров должна проводить специализированная государственная структура.
- Решение должно приниматься не на основании мнения лишь одного эксперта, как это практикуется сейчас, а на основании консилиума. Только так мы сможем исключить коррупционную составляющую, а также совершение непростительных ошибок, - считает депутат.
Так это или нет, но подходы к сохранению городской исторической среды нужно менять. Именно с нее для многих из нас начинается Родина.
Ранее "РГ" писала о том, как архитекторы Ульяновска пытались спасти ныне утраченные дома.