Сергей Михайлович, удается ли сохранить социальную направленность бюджета? Какие статьи расходов самые большие?
Сергей Бебенин: Несмотря на все обстоятельства и дополнительные расходы, связанные с новыми российским территориями, прогноз по доходам бюджета благоприятный. В целом прогноз налоговых поступлений ожидается не ниже уровня текущего года - 153,4 миллиарда рублей. Важным фактором является изменение федерального налогового законодательства в части прекращения с 1 января 2023 года деятельности консолидированных групп налогоплательщиков, что для Ленинградской области приведет к существенным потерям доходной части областного бюджета, поскольку КГН занимали около 40 процентов в массе налога на прибыль организаций. Неопределенность доходных источников связана в том числе с ростом инфляции и введением механизма единого налогового платежа.
В 2023 году около 60 процентов расходов бюджета будет направлено на социальную сферу, 750 миллионов рублей будет направлено на развитие Енакиево в ДНР.?Несмотря ни на что, все принятые на себя обязательства перед жителями мы выполняем и будем выполнять в стопроцентном объеме. В бюджете предусмотрены средства на ремонт дорог, переселение граждан из аварийного жилого фонда, модернизацию учреждений здравоохранения, реновацию школ и детских садов.
Однако могу отметить, что каждый год, принимая бюджет, мы закладываем средства на основе прогноза, который дают специалисты. А то, что в итоге доходы бюджета перекрывают все прогнозы, - это результат постоянной работы.
Плюс мы системно работаем с федеральными субсидиями. Традиционно значительные суммы выделяются на проект "Безопасные дороги" - но мы можем выполнять большие объемы, чем выделяется финансирование. Лично моя головная боль как депутата от Подпорожского района - мост через Свирь. На него необходимо 2,3-2,5 миллиарда рублей, ведем переговоры на федеральном уровне о выделении средств. В рамках Дней Ленинградской области в Совете Федерации это предложение уже было одобрено.
Какие меры поддержки мобилизованным в Ленинградской области приобретают силу закона? Откуда на это приходится брать средства?
Сергей Бебенин: У нас есть целый ряд мер социальной поддержки для семей, чьи мужчины сейчас находятся в зоне специальной военной операции. Среди последних хочу особо отметить бесплатное первоочередное выделение земли для строительства жилья на территориях муниципальных образований - с электричеством и дорогами. Не секрет, что иногда муниципалитеты стараются выделить не слишком удобные варианты.
На рассмотрении находится проект областного закона о внесении изменений в областной закон "О транспортном налоге". Он предусматривает, что мобилизованные граждане, а также те, кто проходит службу по контракту и добровольцы, участвующие в проведении специальной военной операции, члены их семей освобождаются от уплаты транспортного налога - за одно транспортное средство, в том числе мотоцикл, мотороллер, катер, моторную лодку или другое водное транспортное средство.
В целом, подчеркну, комплекс мер социальной поддержки в Ленинградской области только растет. Хотя уже есть мнения, что ее нужно предоставлять не по категориям, а персонально - тем, кому реально нужна помощь. Это главное нововведение - более точная адресация.
Какие законы, принятые ЗАКСом, в ближайшее время вступят в силу?
Сергей Бебенин: Например, важна законодательная инициатива о внесении изменений в областной закон "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области". Если у работодателя больше ста сотрудников, то квота составит три процента среднесписочной численности штата. Если же работников от 35 до 100, то лимит на прием инвалидов определен в один процент. Принят также законопроект о внесении изменения в областной закон "Об образовании в Ленинградской области", которым предлагается создать специальные условия для профессионального обучения или переподготовки лиц, ставших инвалидами при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины.
С 1 января 2023 года вступают в силу некоторые положения в областное законодательство, где прописаны случаи, когда отходы, образующиеся на территории Ленинградской области или ввезенные на нашу территорию, не подлежат захоронению на территории Ленинградской области. Это связано с сохранением природы 47-го региона и туристического потенциала.
В новом созыве депутатский корпус серьезно обновился. Как вам работается с молодыми коллегами?
Сергей Бебенин: В каждом созыве есть и шоумены, и те, кто хочет реально работать. Вот у нас есть два депутата, которые уже 25 лет избираются. Значит, люди им верят. Значит, они не болтуны.
Недавно в Мурманске состоялось заседание Президиума и Конференция Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, на которой коллеги поддержали ряд инициатив областного парламента. Что там обсуждалось?
Сергей Бебенин: В первую очередь мы решили максимально уйти от проверок - кроме тех, где ситуация связана с угрозой жизни и здоровью. Идти надо по пути доверия.
И поддержали инициативу Парламентской Ассоциации Северо-Запада России обратиться к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с тем, чтобы минимизировать случаи мошенничества при предоставлении гражданам микрозаймов.
Мы выявили несколько системных проблем. Сегодняшние условия позволяют манипулировать, потому что не нужно личное присутствие, нужны заявка и копия паспорта. Этим пользуются мошенники. Мы считаем, что будет правильно, если будут внесены изменения в законодательство и выдача кредитов будет происходить при личном присутствии людей.
Еще одна инициатива областного парламента - обращение к Мишустину по вопросу включения Ленинградской области в число регионов, где проводится эксперимент по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения". С учетом активного агломерационного процесса, охватывающего Санкт-Петербург и Ленинградскую область, эффективное совместное развитие двух регионов требует синхронизации налогового законодательства. Единообразие применяемых налоговых режимов позволит обеспечить единство проводимой регионами налоговой политики и будет способствовать экономической интеграции двух субъектов.
Введение новой системы налогообложения имеет ряд несомненных плюсов для налогоплательщиков Ленинградской области: значительное упрощение ведения налогового учета, сокращение административных расходов, создание наиболее благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого бизнеса.
Еще хочу напомнить, что при Законодательном собрании Ленинградской области существует Совет представительных органов муниципальных образований региона. Потому что муниципалитеты - это важная ветвь власти, но у нее не всегда хватает полномочий. Например, районы не могут обеспечивать работу больниц и ФАПов, если у них потребности в 1,5 миллиона, а зарабатывают 300-500 тысяч. Поэтому эти полномочия переданы на уровень региона, в комитет по здравоохранению. Демократию без показухи нужно реализовывать - какие-то вопросы решать сообща, какие-то - сверху.
Расходы и доходы - основа всего. Но для этого нужно максимально обеспечить потребности. Самый правильный вариант - это деньги старосте. Скажем, на 100 тысяч можно колодец отремонтировать или крыльцо в библиотеке. А если два муниципалитета скидываются - могут уже больше себе позволить. Мы же не зря проводим публичные слушания - мы хотим слышать, что людям действительно нужно.
Какие инициативы Законодательное собрание Ленинградской области готовит для вынесения на федеральный уровень?
Сергей Бебенин: В 2022 году Законодательным собранием направлено 12 законодательных инициатив по внесению в Государственную Думу проектов федеральных законов и поправок к проектам федеральных законов. В настоящее время на стадии рассмотрения находится три социально значимых законодательных инициативы, касающихся совершенствования социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отправили на федеральный уровень законодательную инициативу, чтобы решить действительно острую проблему детей-сирот с ментальными нарушениями. Таким ребятам государство выделяет квартиры, а мебель и весь быт они должны организовать сами. Но в силу ограниченных возможностей здоровья и отсутствия опыта распоряжения денежными средствами они этого сделать не могут. Директор Мультицентра Ирина Дрозденко в ходе работы неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда выпускники ресурсных центров становятся жертвами мошенников, и обратила внимание депутатов Заксобрания на сложившуюся ситуацию.
Мы предлагаем закрепить на федеральном уровне институт имущественного капитала, целевым назначением которого будет приобретение товаров и услуг для благоустройства жилья детей-сирот.
Также мы внесли предложения, которые вошли в проект решения Совета законодателей, прошедшего по вопросу работы регионов в новых условиях и поддержке бизнеса. Это дополнительная помощь микро-, малому и среднему бизнесу в части уменьшения налогов, изменения критериев отнесения к категориям, имеющим право на льготы. Часть инициатив касалась содействия развитию массового туризма.