Именно вы стоите у истоков фестиваля, рожденного восемь лет назад. Давайте вспомним то время.
Александра Мерзлякова: В 2015 году в Иркутске проводилась стратегическая сессия для сибирских кинематографистов. Обсуждали различные вопросы, высказывали предложения по развитию отрасли и формированию сообщества в нашем городе. Предложения звучали разные, но все они были не реализуемыми. Мы же своей группой сразу предложили делать кинофестиваль, такой, на котором режиссеры из нашего города и региона смогут показывать свои работы.
Юлия Бывшева: После обсуждения казалось, что идея наша будет отложена в долгий ящик, но уже через три месяца мы все-таки провели первый фестиваль. Видимо, наша мечта была очень сильной: нашлись партнеры, которые нас поддержали и оплатили билеты членам жюри - они прилетели к нам в гости и не просили гонорары, а администрация города помогла с проживанием гостей, кинотеатр также помог нам совершенно бесплатно. Мы старались привлечь как можно больше коллег и спонсоров, вкладывали свои средства, чтобы фестиваль состоялся. В результате первый БФРК прошел на достойном уровне.
Александра Мерзлякова: Конечно, нам пришлось нелегко. Не спали ночами, постоянно писали партнерские предложения, описывали концепцию фестиваля, круглосуточно были на телефонах, очень переживали за качество фестиваля, ведь от этого зависело, станет ли наш проект ежегодным. Очень хотелось, чтобы программа была достойной, поэтому мы привлекали всех знакомых режиссеров и просили дать фильмы, даже те, что были сняты лет пять назад... Я много лет занимаюсь организацией общественных и культурно-массовых мероприятий, поэтому мне было понятно, как выстроить работу и с чего начать. У Юли есть опыт работы со столичными кинематографистами, у Юры - возможность собрать местное киносообщество. У нас получилась отличная команда! И примерно к третьему году фестиваль стал полномасштабным - режиссеры уже стали ждать БФРК, готовить к нему работы, спрашивать, как подать заявку. И для жюри наши фестивали не проходят даром, может быть, сила Байкала сказывается - мы заметили интересную особенность: у режиссеров, побывавших в жюри БФРК, успешно складывается карьера.
Юлия Бывшева: Первые три года мы считали, что проводим фестиваль "на коленке". Нам помогали друзья и знакомые. Мы бесплатно договаривались с кинотеатрами - по сеансам, с ресторанами - по питанию для гостей. А главное - в нашем большом оргкомитете все работали бесплатно. Фестиваль - это все-таки мощная объединяющая идея.
Александра Мерзлякова: Наш фестиваль даже немного "хулиганский". Мы стараемся подходить к работе творчески, и часто какие-то интересные идеи рождаются уже в процессе, и мы воплощаем их в жизнь. Нас в дирекции трое, мы очень разные, но умеем слажено работать, стараемся понимать и дополнять друг друга, идем на творческие эксперименты.
Фестиваль рос - стало больше номинаций, больше регионов. Нам хотелось иметь возможность привозить не только жюри и экспертов, но и авторов работ из других регионов, а это требует серьезной поддержки. Поэтому мы подали заявку в Фонд президентских грантов и трижды получали финансирование. А в этом году нас поддержал Президентский фонд культурных инициатив. Мы очень благодарны, что наш кинофестиваль заметили и помогают его реализовывать.
Денежная награда победителю - 50 тысяч рублей от партнера фестиваля. К этому пришли только сейчас?
Юлия Бывшева: Эта традиция идет с первого фестиваля. В самом начале было так: члены жюри решили сброситься - кто сколько может: взяли ведерко для попкорна и собрали тысяч 25. А дальше мы стали искать партнеров, то 30 тысяч нам дали на приз, то 40, дошли до 50 - и закрепили эту цифру.
А фестивальная статуэтка как появилась, главный КиноАнгел?
Юлия Бывшева: Игорь и Елена Таволжанские помогли, наши земляки, художники-керамисты. Сразу согласились сделать это бесплатно, и в первый год изготовили нам красивые шары, как елочные игрушки, с названиями номинаций. Когда у нас появился небольшой бюджет, мы стали придумывать, каким должен стать наш главный приз. Сначала это были памятные тарелочки, все-таки тарелка символична для кинематографистов. А дальше решили вручать победителям статуэтку и придумали КиноАнгела. Но фестивальная статуэтка не канонична, наши художники фантазируют и каждый раз что-то меняют в ее облике.
Итак, вы начали с работ иркутян...
Юлия Бывшева: Да, показывали работы авторов, живущих только в Иркутской области. Начинали с того, что все работы брали в конкурс, а теперь у нас есть специальная отборочная комиссия. В этом году из 152 заявленных работ в конкурс попала только 41, при этом дирекция непричастна к выбору, чтобы на нас не давили друзья ("Возьми мою работу!"), чтобы все было по-честному, без пристрастий. Поэтому приглашаем в комиссию людей из других регионов.
Юрий Яшников: Что касается географии участников, то, можно сказать, растем понемногу. Собирая программу первого фестиваля, мы знали авторов и их работы, поэтому могли представить себе, какой будет программа, даже не объявляя приема заявок. И понимали, что каждый год не сможем собирать такую плотную программу из работ участников, проживающих в Иркутской области. Значит, надо расширить географию. А еще мы видим перспективы сотрудничества кинематографистов из разных регионов. Могу сказать, что, например, я больше учился режиссерскому ремеслу у соседей из Бурятии, нежели у мощных мастеров Восточно-Сибирской студии кинохроники.
Поэтому в последующие годы мы пригласили к участию авторов из Бурятии, затем появились Забайкальский край, Красноярский, Якутия, Хакасия, а в этом году - и Новосибирская область.
Может, и дальше будем расширяться. Но не откроем фестиваль для авторов из Москвы и Санкт-Петербурга - где, как известно, снимается 95 процентов российского кино. Наша площадка - для авторов из тех регионов, где плотность профессиональной кинематографической деятельности невысока. Но даже в этой разреженной атмосфере могут рождаться бриллианты, которые, возможно, станут новым Гайдаем, Сокуровым, Роммом… (кстати, их имена связаны с Иркутском).
Юлия Бывшева: Мы принимаем в конкурс и работы студентов-сибиряков, которые еще учатся в Москве или Петербурге. Возможно, они вернутся на свою малую родину. Но если отучились и остались там - их фильмы уже не берем. Важно, что в числе победителей часто бывают студенты Иркутского филиала ВГИКа. В этом году в Иркутске впервые был выпуск режиссерского факультета, защита проходила в Москве, и все защитились на "отлично". Некоторые из этих работ мы видели сейчас на фестивале - это "Сырная история" Риты Стельмашонок, "Однако жизнь" Эмилии Кричмар. Документальный фильм студентки первого курса Насти Приймачок "Семья" произвел большое впечатление на зрителей.
Киноиндустрия сконцентрирована в Москве и Петербурге. А мы решили поддерживать авторов, которые хотят работать в Сибири, а не уехать в Москву, где уже все есть. Тех, кто хочет развиваться, оставаясь жить здесь. К нам на фестиваль едут профессиональные эксперты, продюсеры, операторы, кинокритики, режиссеры - это все известные кинематографисты. Участники могут посещать мастер-классы, творческие встречи, получить полезную информацию, советы от мастеров. И в результате мы видим, как за восемь лет выросло качество предлагаемых работ.
В Иркутске можно снимать кино?
Юрий Яшников: Наш фестиваль откроет вам новые имена. Например, Оксана Цепилова, снявшая рекламный ролик "Откуда руки растут" (он участвовал в конкурсе), у нее есть документальный фильм "Время Тена". Сейчас мы с ней работаем вместе над созданием большого сериала, который запланирован к показу на федеральном канале и онлайн-платформах. Назову студентку Иркутского филиала ВГИКа Марию Филичеву (помните, одна из зрительниц, посмотрев ее "Сумерки", видеоарт, сказала, что эта работа достойна программ ведущих международных фестивалей?). И в прошлом году ее фильм "Невеста Байкала" произвел впечатление на жюри и зрителей, получил награду. Есть ребята, которые каждый год представляют новые работы на БФРК, слышат отзывы зрителей на обсуждении, мнения профессионалов - экспертов, членов жюри. Обратная связь очень нужна и важна, она придает силы, уверенность в своем таланте.
Еще имя - Лидия Филиппова, в конкурсе сейчас была ее картина о московском таксисте "Зеркало заднего вида". На днях в Иркутске прошла премьера ее документального фильма "Аффинаж" - о музыкантах питерской рок-группы. Она начинала учиться в Иркутском филиале ВГИКа, а затем перевелась в Москву, каждый год представляет новые работы, и рост очевиден.
Какие темы преобладают в конкурсных работах?
Юлия Бывшева: Они очень разные. Но в первые годы "эксплуатировали" Байкал. Однажды один из членов жюри прямо взмолился: "Ребята, можно попросить вас не снимать про Байкал? Придумайте историю, снимите в комнате, а уж потом и на Байкал…". Теперь, правда, Байкала в фильмах стало меньше. С другой стороны, почему бы не показать наше славное море? И было бы странно, если бы сибиряки не снимали родной Байкал.
У вас есть номинации "Видеоарт", "Реклама", "Музыкальный клип". Они необходимы? Много таких работ?
Юлия Бывшева: Нам сразу стали присылать видовые зарисовки - многие снимают природу, Байкал, городские улицы… Есть авторы, у которых нет кинообразования, но они делают красивые кадры. У них появляются вкус, навыки, опыт, они придумывают интересные сюжеты и еще смотрят работы других конкурсантов. Поэтому мы решили, что хорошо бы их тоже отметить. Некоторые потом приходят к съемкам документального кино. Кого-то, возможно, пригласят на проект режиссеры - в качестве оператора.
До 2015 года авторы были разрозненными, не знали, кто что снимает, показывали свои клипы, фильмы семье, друзьям, а теперь знают, где можно показать свои работы, и о фильмах друг друга в курсе. Даже собираются в команды и делают совместные проекты.
Александра Мерзлякова: Я уверена, что фестиваль делает большое дело - это и объединение творческих людей, и создание сообщества единомышленников, и, конечно, праздник кино для регионов- участников.
Юрий Яшников: Несомненно, фестиваль откроет и новые имена, о которых мы еще ничего не знаем.
Юлия Бывшева: У нас даже есть девиз, который не первый год вдохновляет региональных кинематографистов и помогает поверить в себя: "БФРК - кино снимается здесь и сейчас!"
Ключевой вопрос. Вы сейчас снимаете фильм. О чем?
Юлия Бывшева: У нас на киностудиях "Матера" и Rec. Production сейчас в производстве четыре документальных фильма, на которые мы получили грант Министерства культуры РФ. И весной уже будет готов научно-популярный фильм "Шишкинские писаницы". (Шишкинские писаницы - серия наскальных рисунков на берегу реки Лены в Качугском районе Иркутской области. Протяженность территории составляет 3,5 километра. - "РГ").