Социологи это называют неравномерным распределением ресурса общественного участия. Разные категории благополучателей встречают разное сочувствие.
Если посмотреть на то, как снижается интерес к помощи, то выяснится, что вслед за тяжелобольными детьми и пожилыми людьми следуют взрослые с тяжелыми, но излечимыми заболеваниями, им готовы помочь 24 процента россиян. Нет большой предрасположенности помогать жертвам домашнего насилия - всего 11 процентов опрошенных готовы на это отозваться. 8 процентов настроены помогать взрослым с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями.
Россияне так аргументируют свои предпочтения в благотворительности: у детей вся жизнь впереди, а взрослые уже пожили (23 процента), дети вызывают больше сочувствия (17 процентов), дети - это святое, наше будущее (13 процентов). Кто-то (8 процентов) считает, что взрослые могут самостоятельно позаботиться о себе, кому-то (4 процента) кажется, что взрослые сами виноваты в своих болезнях.
Приоритет помощи детям сохраняется во всех социально-демографических группах - на это настроены молодые и старые, образованные и не очень, жители городов и деревень.
Больше половины россиян (57 процентов) считают, что благотворительным фондам следует в равной степени оказывать поддержку как излечимым, так и неизлечимым больным взрослым. И это довольно высокий гуманный настрой. Но к разным болезным - разное отношение. Например, в окружении пятой части россиян (21 процент) есть люди, больные онкологией, и только 3 процента опрошенных встречали в своем окружении больных боковым амиотрофическим склерозом (БАС). 75 процентов при этом говорили, что в их окружении нет ни тех ни других.
Выяснилось также, что россияне готовы помочь больному взрослому с онкологией в семь раз чаще, чем взрослому с БАС (42 процента против 8).
Интересно, что молодые россияне, в окружении которых гораздо реже встречаются такие больные, чаще других декларируют готовность им помогать.
Резко возрастает готовность помочь тяжелобольным взрослым у тех, у кого есть личный опыт взаимодействия со взрослыми больными людьми, она доходит до 57 процентов случаев. Социологи считают это важным трендом: люди готовы помогать взрослым с теми заболеваниями, которые им знакомы не понаслышке. Выход, считают они, в большем внимании к проблемам взрослых больных в СМИ и соцсетях. Это может повлиять в лучшую сторону на отношение населения к практикам помощи взрослым больным.