Полностью, конечно, коллекцию в этой бойне сберечь не удалось: когда украинские войска отступали, несколько экспонатов все же исчезло. К счастью, мародеры взяли то, что поновее, а самые ценные и старинные экспонаты не тронули.
В Великую Отечественную, в далеком 1944-м Володе Барелюку исполнилось 10 лет. Все опасности, кажется, были позади, советские войска отбили его родину Шахтерск. Но тут по дикой случайности, из-за взрыва пороха, мальчишка напрочь лишился зрения. Его направили в спецшколу-интернат для слепых. До высоких ли тут мечтаний? Но слепой мальчик решил железно: буду музыкантом! Руки да уши целы же.
Учился играть на домре и на баяне, даже выступал на сцене. Потом поехал в Ростов поступать в музыкальное училище. Прекрасно, лучше многих сдал экзамен! Но... Все равно не был зачислен. Не умели, не пробовали даже никогда в этом музучилище учить слепых. Но он не сдался. Отправился в Москву, добился справедливости: по приказу из столицы в училище талантливого и упорного мальчишку все-таки взяли.
- И вы представляете, окончил училище и 40 лет работал преподавателем в нашей городской музыкальной школе! - говорит заведующая Музеем баяна Анна Пархоменко.
- Барелюк всегда ставил перед собой невозможные цели, - говорят его земляки. - А когда достигал их, ставил еще более невероятные.
Виртуозно играть на баяне и учить этому детей Барелюку показалось мало. И он решил собрать удивительную коллекцию баянов, какой не видел мир. Сотни, тысячи экспонатов. В маленьком городке. Как? Город маленький, да мир большой. Энтузиаст стал переписываться с самыми известными исполнителями мира. А потом поехал собирать баяны по стране.
- Его возила жена Жасмина Савельевна, - рассказывает Анна Пархоменко. - Супруга ему досталась просто замечательная, идеальная семья, двоих прекрасных сыновей воспитали. В 1983 году музей открылся. И в итоге занял первое место среди музеев провинциальных городов Украины. Здесь уже более трех тысяч экспонатов.
Шахтерцы считают, что пример Владимира Барелюка помогает им выстоять во всех тяжких ситуациях, в том числе в нынешней: ослепший мальчик всей своей жизнью показал, насколько безграничны возможности человека, если ему есть за что бороться.
- Вот вы, например, знаете, почему у ливенской гармони левый корпус всегда оснащен зеркалом? - спрашивает Анна. - Чтобы гармонист, первый парень на деревне, мог поправить свой чуб, или кепочку, или цветочек, просто полюбоваться собой.
- А вот эта, малюсенькая гармошка - игрушечная?
- Вовсе нет, это знаменитая гармошка-черепашка.
- Потому что похожа на черепашку? И размером с нее?
- Еще и потому, что сделана в Череповце. С гармонями часто так: где появлялась, так и называлась: в Саратове - саратовская, вот она, с колокольчиками, в Бологое - бологойская. Старинные инструменты отличались тем, что на разжим и сжим идет разный звук, и музыканту сложно с этим разобраться. Черепашка - для шуточных мелодий, частушек. Веселая.
Анна Александровна умело сводит крохотные меха, выводя действительно веселую и заводную музыку, под которую так и хочется пуститься в пляс.
Коллекция потрясает. Старинные гармошки, какие делали только вручную, современные баяны и аккордеоны, коллекция губных гармошек. Рояльная гармонь - предшественник современного аккордеона, у нее в правом корпусе клавиши.
- Баян - русский инструмент?
- Название баян русское, оно произошло от сказителя Бояна. Аккордеоном у нас называются клавишные. А за границей это все аккордеон. Зарубежных экспонатов у нас тоже немало, например, это английская концертина, а эта старинная фисгармония - немецкая. Но в русской глубинке, конечно, какая свадьба без баяна!
В музее не только баяны да гармошки, но и все, что связано с их историей. Вот Анна заводит патефон военных лет, и по музею хрипло льются песни сороковых. На стене висит большой портрет маршала Буденного.
- Видите, тут и личные вещи, и Буденного, и Жукова. Портрет Жукова работы донецкого художника Тараса Шевченко. Пластинки, где Семен Михайлович играет на баяне, книги, подписанные его супругой. Играть Буденного научили солдаты на фронте, у него был прекрасный слух, и даже Сталин порой просил его сыграть "Барыню".
Барелюк вел переписку с Марией Васильевной, супругой Семена Буденного, вел переговоры, чтоб его гармонь попала в нашу коллекцию. Уж, было, договорился, Мария Васильевна согласилась, но другие родственники отказали. Однако многие дарят уникальные баяны.
- Во всех войнах ХХ века гармонь была незаменима для русского бойца. Вот они - тульская гармонь и венская трехрядка, - показывает Анна. - Знамениты тем, что распространились во время Великой Отечественной войны. На привале песни под гармошку поднимали дух уставших бойцов.
"В Тулу и Шую от солдат шли письма с призывом: "Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!" - записано в летописи музея. - Даже существовал лозунг "В каждую роту - гармонь". Летом 1941 года для поднятия боевого духа солдатам отправили около двенадцати тысяч гармоней, а осенью на фронт прислали уже шестьдесят тысяч инструментов. Крупные фабрики, занимавшиеся выпуском инструментов, увеличили производство, и гармони поставлялись на фронт среди прочих необходимых вещей, наряду с оружием и продовольствием".