Звучит симфоническая музыка, по экрану мчится на всех парах поезд. Но игрушечный, и под громкие звуки оркестра игрушки предстают крупным планом, словно каждая возвещает о том, что именно она - главная в этой истории. И тут уже можно начинать теряться в догадках: то ли Александр Котт, режиссер-монументалист, до сих пор находится в творческом процессе над предыдущей работой - сериалом "Седьмая симфония" и не смог переключиться, то ли таким образом он хочет подчеркнуть, что в детстве все, вплоть до самого маленького предмета, кажется очень большим, а потом мельчает - когда люди вырастают.
Поначалу фильм довольно строго придерживается канвы рассказа - зритель знакомится с героями. В тайге работает геологом папа. Эту роль играет Владимир Вдовиченков. Только помимо Синих гор, описанных в рассказе, возникает название геолого-разведывательной станции "Счастье 1". Потом переносимся в Москву, где в большой коммунальной квартире живут мама - Юлия Снигирь - и два ее маленьких сына-погодка. В роли младшего шестилетнего Чука - Андрей Андреев, который ранее снимался с Владимиром Вдовиченковым в фильме "Батя", и этот тандем настолько полюбился зрителям, что стало ясно - артисты должны играть вместе и дальше. В роли семилетнего Гека - Юрий Степанов, младший сын актера Юрия Степанова.
Далее создатели фильма позволяют себе все больше и больше вольностей - в смысле отступлений от сюжета. Мама братьев работает певицей, и ее выступление на сцене напоминает песню мамы из знаменитого советского мультфильма "Каникулы в Простоквашино". Вообще в картине "Чук и Гек. Большое приключение" много аллюзий и ассоциаций с известными кинопроизведениями мирового уровня, и это - тот ключ, которым Александр Котт открывает сердца зрителя. Так, соседи в коммунальной квартире - добрый портной (Игорь Письменный) и злая тетка (Наталья Коляканова) - напоминают "Покровские ворота" и "Домашний арест". А небольшой переполох, который Чук и Гек устроили на концерте мамы в театре - сразу несколько классических картин, когда во время представления возникает неловкая ситуация и оттягивает на себя внимание от того, что происходит на сцене.
В фильме Котта множество ярких эпизодических ролей, и каждая их них весьма масштабна - точно так же дети запоминают на всю жизнь каждого встреченного им человека и утрируют его образ в своем сознании так, словно он становится персонажем сказки. Чего только стоит образ на минуту ожившего рабочего с лицом Владимира Вдовиченкова на станции в Метро. А Роман Мадянов играет театрального зрителя, который оказывается жертвой игр Чука и Гека. Крошечный эпизод, а в память врезается намертво.
Сцена драки мальчишек в коммунальной квартире снята, как самое настоящее боевое сражение и эмоций вызывает не меньше. А поскольку Котт еще использует в своей картине элементы анимации, представленное на экране словно получает дополненную реальность, от чего и воспринимается в разных измерениях.
Однако, как мы помним по рассказу, в руки мамы не попадает важная телеграмма, и они с детьми отправляются к папе на Новый год в далекую тайгу. То, как семья едет к станции в поезде, также подано особенно. В роли проводницы - Раиса Дмитренко, колоритная победительница шоу "Голос 60+", усатого офицера-попутчика играет Тимофей Трибунцев. Если ребенок не проснулся во взрослом зрителе до момента, когда мама с детьми сели в поезд, то он непременно пробудится во время сцены, когда маленький Чук перепутал купе. Но приключения только начинаются, потому что папа на станции их почему-то не встречает. И мама, Чук и Гек оказываются одни.
Ямщик в тайге, который повезет маму с детьми к геологам, в исполнении Александра Самойленко - колоритный персонаж, настоящий сибирский мужик. Но страшный только на первый взгляд. И в момент поездки героев на санях к папе сибирская тайга, которую снимали в Пермской области во время сильных морозов, становится равноправным героем картины. Зритель еще даже не понимает, насколько.
Рассказ о событиях, которые происходили в реальности и которым можно поверить, Александр Котт постепенно, шаг за шагом превращает в самую настоящую сказку. Персонажи ее объемны, как и все в этом фильме. И каждый является большим сюрпризом для зрителя. В страшной тайге с настоящими бурями и метелями, пургой, медведями и волками (в фильме продемонстрирована еще и хорошая работа с животными) вдруг оживают игрушки и книжки, которые помогают и маме, и Чуку, и Геку преодолеть все сложности. Внезапно с помощью спецэффектов возникает совсем иная реальность. Уже не просто дополненная, но смешанная и расширенная. И тут уже нельзя не вспомнить мировые образцы киноклассики: и "Аватара" (спецэффекты), и "Выжившего" (волки), и "Сияние" (снежные заносы), и "Убийство в Восточном экспрессе" (колоритные сцены, связанные с поездом), и даже "Титаник" - так зрелищно уходит под воду игрушечный зайчик.
Котт снимает настоящий крупномасштабный блокбастер. Пусть он даже и называется "Чук и Гек" и снят по "малышовой" сказке. Фантазия режиссера переворачивает все стереотипы связанные с Севером. Тут оживают и елочная игрушка-куколка, и хозяйка медной горы, и машинка, и всадник, и манят ледяные пещеры со сталактитами, и елки - как человеческие существа. И уже даже не возникает вопросов, как то или иное происшествие может случиться (это роднит "Чука и Гека" с такими российскими кинокартинами как "Огонь" и новый "Экипаж"). Логика отключается, включаются эмоции, и спасает главное - знание, что в конце повествования все будет хорошо.
Однако три вопроса все же не дают покоя после просмотра картины, и они вовсе не связаны с реальностью и нереальностью событий. Не отпускает другое. Первое - у Александра Котта есть родной брат-близнец Владимир Котт, также режиссер. Тот самый, который снял фильмы "Дикая", "Непослушник" (вторая часть как раз вышла в прокат), "Карп отмороженный", "Конец фильма", "Громозека" и другие). И хочется узнать подробнее, сколько личного и автобиографичного в отношениях между маленькими братьями Александр вложил в фильм "Чук и Гек. Большое приключение". Не является ли этот фильм своего рода посвящением их собственному детству.
Второй вопрос - как удалось так достоверно заставить Гека сыграть страх. Юный актер играет перепуганного семилетнего мальчишку, обеспокоенного отсутствием мамы, переживаниями и грузом ответственности за младшего брата, растревоженного рассказами о волках и медведях так, что ему любой взрослый артист позавидует.
И третий вопрос - к продюсеру картины Арсену Готлибу - звучать мог бы так: признайтесь, ведь вы делали такой фильм, рассчитывая не только на то, чтобы создать зрителям новогоднее настроение (а эта задача выполнена в полной мере), но и для того, чтобы в разных странах мира оценили это кино, где есть и знаменитая русская тайга, и снег, и медведи... И даже центральной темой звучит вокализ Эдуарда Хиля, который взволновал несколько лет назад весь Интернет настолько, что поставил рекорд по просмотрам. Правда, тут, поскольку певица - мама, он исполнен женским голосом.
Впрочем, ответ на этот вопрос неожиданно получен с утра в письмах от Роскино. Картиной крайне интересуются зарубежные покупатели вплоть до приобретения формата. Рассказ "Чук и Гек" обретает вторую жизнь. По крайней мере автор этих строк, вернувшись из кино, с удовольствием его перечитала.
Кстати
В 1953 году вышла экранизация рассказа "Чук и Гек" режиссера Ивана Лукинского. Одним из автором сценария был Виктор Шкловский. Этот фильм очень полюбили советские зрители, и экранизация была признана одной из самых удачных.