Михаил Евгеньевич, насколько вырос турпоток в ДФО в нынешнем году?
Михаил Кузнецов: В первую очередь надо учитывать, что он вообще не так уж велик. Его доля в общероссийском в среднем за 2014-2021 годы не превышала пяти процентов. Но количество туристов, посетивших регионы Дальнего Востока в нынешнем году, конечно, превысит допандемийные показатели. К сентябрю 2022-го турпоток составил 3,5 миллиона человек, за весь 2021-й - 3,2 миллиона, а в 2019-м в макрорегион приехали 3,7 миллиона гостей. В 2021 году, когда отрасль стала постепенно восстанавливаться после пандемии, турпоток в Россию составлял 88 процентов уровня 2019-го, в ДФО - 86 процентов.
Турпоток вырос - значит стало больше и турфирм?
Михаил Кузнецов: Нет, число туристических фирм и компаний, оказывающих сопутствующие услуги, в ДФО восстанавливается более медленными темпами, чем в среднем по стране. В России на конец 2021-го зарегистрировано 13076 туристических фирм, что на пять процентов больше, чем годом ранее. Эти цифры говорят о постепенном восстановлении отрасли. А в ДФО на конец 2021-го было 583 таких организации, по сравнению с 2019-м снижение составило 23 процента, и пока обратной тенденции не наблюдается. В 2021 году число турфирм в России составляло 103 процента уровня 2019 года, в ДФО - 77 процентов.
Почему так происходит?
Михаил Кузнецов: Около трети спроса на услуги туркомпаний на Дальнем Востоке формировали гости из-за рубежа, приток которых к 2021 году не достиг допандемийного уровня. До COVID-19 в целом по России 40 процентов турпакетов были реализованы гражданам РФ для путешествий по территории нашей страны, 55 процентов - гражданам РФ для поездок в другие страны, остальное - гражданам других стран для туризма по России. Для ДФО в 2019 году было характерно иное распределение: восемь процентов турпакетов проданы гражданам России, путешествующим по внутрироссийским направлениям, около 60 процентов - гражданам России, выезжающим за границу, 32 процента - приехавшим к нам гражданам других стран.
Из-за пандемии количество иностранных туристов, прибывающих в ДФО, значительно сократилось, и спрос на услуги турфирм уменьшился. Если в 2019 году на одну такую компанию в ДФО приходилось 508 проданных за год турпакетов (в среднем по России - 421), то в 2021-м - 135 (в среднем по России - 368).