В Уфе открываются ресурсные классы для особенных детей

В уфимском центре образования N10 с нового учебного года открылся ресурсный класс. В нем обучаются дети с расстройством аутистического спектра (РАС). У них нарушена речь, зачастую отсутствует контакт с другими людьми. Они не любят прикосновений и порой монотонно повторяют одни и те же действия, слова, игнорируя все происходящее вокруг. При этом многие из них могут учиться в обычной школе, но перед этим им необходимо пройти курс адаптации. Именно для этого и нужен специальный ресурсный класс.
Тьютор Зиля Карамова (слева), учитель Татьяна Абкаримова (справа) объясняют правописание буквы "Ю".
Тьютор Зиля Карамова (слева), учитель Татьяна Абкаримова (справа) объясняют правописание буквы "Ю".

Индивидуальный подход

В таком классе одновременно обучается всего 6 детей, и, кроме педагогов, здесь есть куратор по прикладному анализу поведения. Эти сотрудники, по признанию директора благотворительной организации "Рассвет" Юлии Кожевниковой, на вес золота.

- Они знают, как развить у особенного ребенка тот или иной навык, корректируют поведение ученика, умеют усадить его за парту и наладить с ним контакт. Сейчас в Уфе всего пять ресурсных классов, из них два кураторы ведут дистанционно из Москвы. В Башкирии никто этой специальности не обучает, а курсы в интернете очень дорогие. Мы оплачиваем их благодаря выигранным грантам. Наша организация работает с детьми-аутистами, и мы помогаем открывать родителям ресурсные классы, - рассказывает Юлия Геннадьевна.

За каждым особенным учеником закреплен еще и тьютор - наставник, который помогает ребенку в образовательном процессе: отводит на уроки, находится с ним в школе, одевает и провожает к родителям.

В ресурсном классе у каждого ребенка своя оборудованная парта. Занятие начинаются в девять утра, обучение каждому предмету длится сорок минут. В день проводится по четыре урока.

- С сентября мы видим прогресс у учеников. Они начали привыкать к школьному режиму, спокойнее сидеть за партой, выучили цифры и алфавит, начали писать слоги, - говорит куратор Эльвира Гатауллина. - У каждого ребенка свой потенциал и личная программа, которая корректируется в зависимости от усвоения.

Главное - мотивация!

Специалисты уверены, чтобы обучение проходило легко и непринужденно, необходимо замотивировать подопечного. Например, после запоминания новых слов тьютор может поиграть с ним или включить короткий мультик.

- Для многих наших детей слово "молодец" является пустым звуком. Поэтому придумываем что-то новенькое и ищем подходы, - говорит Юлия Геннадьевна.

Во время нашей беседы в класс вошла ученица Яна. Тьютор Адиля Аетбаева спокойно напоминает, что нужно поздороваться. Девочка кивает головой. Прежде чем приступить к занятию, Яна с наставником рисуют и рассматривают игрушки.

- Мы уже посещаем уроки письма в классе с обычными детьми. А если у нее хорошее настроение, то и ИЗО, и математику, и труд. Яна выполняет все, что говорит учитель, - делится Адиля Аетбаева. - К сожалению, когда у таких детей что-то болит, они не рассказывают. Меняется их поведение. Начинают капризничать, не слушаться. И нам, конечно, нужно понять, что их беспокоит. Со временем начинаешь чувствовать ученика. Мы не ругаем, не повышаем голоса. Наоборот, внушаем мысль, что школа дарит только положительные эмоции и радость.

Адиля с улыбкой вспоминает предыдущего ученика, который в начале учебы неделю не заходил в класс, а стоял рядом у кабинета. Все это время тьютор пыталась его расположить к себе и вызвать доверие.

- Постепенно мальчик ко мне привык, стал раскрываться и тихонечко продвигаться к парте, - рассказывает наставник. - В итоге он посещал урок труда в регулярном классе. В такие моменты понимаю, для чего здесь работаю.

Святослав, у которого тоже диагностировано расстройство аутистического спектра, редко когда заходит в ресурсный класс. Почти все время занимается с обычными одноклассниками. Сверстники его принимают и даже занимают очередь, с кем из них он пойдет в столовую. Можно с уверенностью сказать, что Слава любимчик. А он демонстрирует хорошие результаты: отлично рисует, поет и успешно осваивает уроки русского языка.

- Когда на занятии по музыке учитель не попадает в ноты, играя на пианино, то Слава начинает зажимать уши. У него идеальный слух, - рассказывает тьютор Лена Фазлиахметова.

Важна активность родителей

Первый ресурсный класс был открыт в Уфе в 2018 году. Накопленный опыт помог понять, на что еще надо делать упор при обучении особенных детей. Ведь школа дает не только знания, но и приучает к ответственности, самостоятельности. Если ребенок с РАС не моет за собой посуду, не может сам надеть куртку или сходить в ближайший магазин за хлебом, то стоит немедленно начать формировать эти навыки.

- Чтобы организовать такой класс, в первую очередь нужна активность родителей, - говорит Юлия Кожевникова. - Мы как фонд помогаем методическими рекомендациями, выигрываем гранты для получения субсидий на открытие этих классов, договариваемся с управлением образования и школами Уфы. А дальше уже родители своими силами ремонтируют, оборудуют пространства для обучения детей.

Классы открываются в тех школах, где есть свободные кабинеты и где администрация идет навстречу. Поэтому порой родителям приходится привозить своего ребенка на учебу в другой конец города, но они и этому рады.

- Мы должны обучать всех детей, какими бы они не были. Прививать ученикам милосердие, доброту, понимание и другие общечеловеческие качества, - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе центра образования N10 Фарида Усманова. - Другое дело, что не хватает сотрудников, которые могут ладить с особыми детьми. В вузах этому не учат. И многие учителя боятся, что не справятся, пугаются трудностей. Не хватает нам методических разработок и опыта. Найти тьюторов тоже довольно сложно: мало кто соглашается на такую работу.

Педагоги и активисты признают: если в следующем году будут создаваться новые ресурсные классы, то возникнет проблема с набором учителей - их сегодня очень не хватает.

Из первых уст

Юлия Кожевникова, директор благотворительной организации "Рассвет":

- У меня у самой растет особенный ребенок. Сыну Егору сейчас двенадцать лет. Переживаю за его будущее. Где найдет себе применение? Сможет ли трудиться, например, в продуктовых магазинах сортировщиком? Ведь такие дети все делают очень скрупулезно. Сейчас создаются специальные инклюзивные мастерские, где обучают детей с РАС несложным профессиям: швейному, гончарному делу, творчеству. Но пока этим занимаются некоммерческие организации, выигрывающие гранты. На государственном уровне, к сожалению, такие площадки отсутствуют.

Кстати

В школах, где открываются ресурсные классы, с обычными детьми проводятся уроки доброты, на которых учителя рассказывают, почему особенный ученик может внезапно закричать или встать во время занятия. Школьников учат правильно реагировать на особенности других детей и проявлять терпимость.

Цифра

5 ресурсных классов для детей с заболеванием аутизмом работает в Уфе .