Прежде суд мог изъять у собственника земельный участок, не используемый по назначению, по истечении трех лет. Теперь этот срок сокращен до одного года. Раньше владельцы, чтобы избежать санкций, могли продать или отдать в аренду участок другим лицам. Больше такой лазейки нет.
Тем временем на месте многих брошенных участков уже выросли леса. Напомним, что когда земли упраздненных колхозов и совхозов раздали работникам сельхозпредприятий, Предполагалось, что они распорядятся своими паями по-хозяйски: проведут межевание, поставят на кадастровый учет, будут выращивать урожай, платить налоги.
Однако многим пайщикам земля оказалась ни к чему. Она стала деградировать. Государство пыталось воздействовать на нерадивых собственников, ужесточая требования. Но, несмотря на все усилия, поля так и остались заброшенными.
Сегодня подавляющее большинство пайщиков даже не знает координат своих землевладений. В Прииртышье, например, восемьдесят процентов физических лиц до сих пор не оформили свое право собственности на участки. И только 22 процента государственной и муниципальной земли задействовано в сельхозобороте.
- Всего в Омской области земли сельхозназначения занимают более 7,5 миллиона гектаров - это 51 процент территории региона. Из них 4,3 миллиона гектаров находятся в собственности физлиц, еще около 500 тысяч - у юрлиц, - пояснил корреспонденту "РГ" начальник отдела земельного надзора регионального управления Россельхознадзора Евгений Гоман. - Остальные 2,7 миллиона гектаров - это государственные и муниципальные земли, из которых только 600 тысяч гектаров оформлено, сдается в аренду. Все остальное - невостребованный пласт.
Эксперты утверждают, что местные власти не только не способствуют вовлечению этой земли в сельскохозяйственный оборот, но и не ведут контроль того, что там происходит. Пользуясь попустительством, фермеры прирезают себе лишние площади. А стихийные свалки, заполонившие сельскохозяйственные поля, давно стали настоящей проблемой.
Между тем наказать нерадивых собственников брошенной земли довольно сложно. Да и поди, разберись, кому принадлежит тот или иной участок среди тысячи других на огромной заросшей "нерасчерченной" территории. Многие владельцы забыли, что у них есть доля, многие поменяли прописку - ищи ветра в поле. Да и руки у контролирующих органов были связаны. Штрафы отменены, проверки - раз в три года. Изъять участок можно только по решению суда, которое принимается безумно долго. Поэтому и случаев единицы: четыре факта изъятия - в 2016 году, по одному в 2017-м и 2021-м, еще два в этом году.
Речь об упрощенной процедуре в этой сфере контролирующие органы ведут давно. Однако такого механизма пока нет, и новый закон его не предусматривает. Тем не менее специалисты Россельхознадзора совместно с прокуратурой разработали алгоритм передачи невостребованных частных долей муниципалитетам. Важно, чтобы два миллиона гектаров вновь не легло мертвым грузом.
- Повысить интерес к земле могли бы прозрачные отношения. Если выставлять готовые сформированные участки на онлайн-продажу, их увидят не только местные, но и иногородние инвесторы, рассматривающие Омскую область как площадку для развития бизнеса, - подчеркивает Евгений Гоман. - О необходимости активизировать этот ресурс мы говорим едва ли не на каждом собрании. Поддержку пока не получили, но будем этого добиваться
По словам эксперта, новые поправки в закон смогут принести должный эффект, как только отменят мораторий на проверки. Сейчас специалисты Россельхознадзора готовят для этого почву, формируют подробную карту состояния сельскохозяйственных земель. В этом году проведено более 600 обследований, охвативших 28 тысяч гектаров. В следующем будет не меньше.
Тем временем
По данным регионального минимущества, с начала года в хозяйственный оборот вовлечено 1249,6 гектара земель, находящихся в областной собственности. По итогам ноябрьских аукционов восемь участков берут фермеры Кормиловского и Омского районов. Общая сумма арендной платы составит почти 800 тысяч рублей. Средства поступят в региональный бюджет.