Развивать кешаут начали четыре года назад, выполняя задачу, сформулированную федеральным правительством: все россияне, независимо от места жительства, должны иметь равный доступ к банковским услугам. К примеру, люди из деревень, небольших поселений, труднодоступных уголков, даже имея банковские карты, не могли снять с них деньги из-за отсутствия банкоматов в шаговой доступности. Их установка, обслуживание, меры безопасности - удовольствие недешевое, и размещать их в местах с небольшим людским трафиком кредитным организациям экономически невыгодно.
Кешаут и возник в качестве альтернативы такой "безналичной" реальности, как проект Банка России и пула кредитных организаций. Новую технологию вначале протестировал ряд банков, затем она перешла в категорию рабочих.
- Если человек совершает покупку в магазине, оплачивая ее банковской картой, у него возникает право также снять наличные, только получив их не в банкомате, а в кассе. Ежедневный лимит не превышает пяти тысяч рублей. При этом неважно, какова стоимость купленного товара. Это может быть даже коробка спичек, пачка соли, пакет молока, - уточняет начальник отдела платежных систем и расчетов челябинского отделения Банка России Людмила Панина.
Правда, воспользоваться сервисом можно не в любой торговой точке, а лишь в той, которая зарегистрирована в качестве банковского платежного агента, то есть имеет право выполнять такую операцию, как выдача наличных, от имени кредитной организации. Услугу эту своим клиентам оказывает не только ретейл, но и, например, автозаправочные станции: уже 93 АЗС также стали партнерами нескольких коммерческих банков региона.
Что любопытно, сервис, первоначально задуманный для сельской местности, теперь шагнул в города, в том числе большие, - Челябинск, Магнитогорск. Его "проводниками" здесь тоже стали крупные ретейлеры. К примеру, один из челябинских банков готовит соглашение с владельцем торговой сети, имеющей на территории Южного Урала 300 магазинов. Для заведений с серьезными оборотами, как подчеркивают в ЦБ, это выгодно, потому что снижаются издержки на инкассацию. Деньги, которые принял кассир, он выдает другому покупателю, уменьшая тем самым объем наличной массы.
Людмила Панина перечисляет и другие преференции для участников: банки выплачивают магазинам комиссию до 0,5 процента от размера выданных сумм, некоторые из них устанавливают пониженные тарифы на эквайринг и т. д. Но, что важнее, кешаут увеличивает покупательский поток. Поэтому, делают вывод в Банке России, услуга и далее будет оставаться привлекательной, имея предпосылки для роста.