Алехандро Гонсалес Иньярриту: Наши сны посылают нам ясные сигналы

Культовый голливудский режиссер, четырехкратный лауреат "Оскара" Алехандро Гонсалес Иньярриту ("Бердмэн", "Вавилон", "Бьютифул") показывает свой самый личный фильм.
Кинопоиск

После нашумевшего в 2015 году "Выжившего", он через два года поразил Канны длившимся шесть с половиной минут сенсационным экспериментальным VR-фильмом о мексиканских беженцах "Кровь и песок", а потом надолго замолчал. Теперь, выдержав паузу еще в пять лет, мастер вернулся к полнометражному кино. И вот среди фильмов, которые считаются верными претендентами на "Оскар", почетное место заняла экзистенциальная комедия Гонсалеса Иньярриту "Бардо: ложная хроника горстки истин", герой которого - как бы alter ego автора картины. Подобно другому заметному фильму года - "Фабельманы" Стивена Спилберга, "Бардо" - это возвращение режиссера, приближающегося к своему шестидесятилетию, на места своей юности - в родную Мексику.

Фильм рассказывает историю известного журналиста и режиссера-документалиста Сильверио Гамы (его играет Даниэль Хименес Качо), который пытается разобраться с аберрациями собственного сознания, сложными отношениями в семье и преследующими его воспоминаниями.

Пусть сегодня Сильверио в зените славы, и его ждет престижная международная награда за вклад в киноискусство, но его не покидает чувство, что всего этого он на самом деле не достоин. Сюжет 2,5-часового фильма - это попытка комплексующего героя разобраться с сотворенным за долгую жизнь. Понять, как непоправимо изменило эту жизнь решение переехать в Лос-Анджелес вместе с женой Люсией, дочерью Камиллой и сыном Лоренцо. И как безнадежны были попытки в этой новой жизни оторваться от родной земли, которая его сформировала. И в какой мере реальна новая реальность, в которой он оказался.

В интервью своему коллеге режиссеру Барри Дженкинсу ("Лунный свет") Иньярриту рассказал о чувствах, которые он испытал, вернувшись в Мексику после почти 22 лет отсутствия.

"Это было трудно, даже требовало определенного мужества. Ведь страна, в которой я жил когда-то, уже не та. А может, она и не была никогда такой, какой грезилась в воспоминаниях. Я в Мехико прожил 37 лет, когда мы с семьей решили уехать на год-другой. Год превратился в 21 год жизни в Калифорнии. Когда вы переезжаете на новое место, что-то происходит со временем и расстояниями. Для меня родина - это истории, которые нам рассказывают в детстве, но время берет свое, и эти истории начинают растворяться, вытесняться новыми ощущениями - ваша личность меняется. Я имею в виду не только национальную идентичность, но и перемены в религиозном, идеологическом, политическом плане. Я понял вдруг, что у памяти нет правды - есть только определенные эмоциональные состояния. Фильм "Бардо" для меня - попытка восстановить воспоминания, а для этого их нужно заново изобрести. Герой фильма Сильверио как бы путешествует между воображением и реальностью.

Меня постоянно преследовал сон об отце, умершем в 2014 году - я просыпался с чувством, что он рядом. А ведь даже мотивчик, который он любил насвистывать, уже не помню. Осознание этого стало первым импульсом к съемкам фильма. Мне скоро шестьдесят, и я хотел бы начать готовиться к смерти. Не то, чтобы я собрался умереть завтра, но с возрастом крепнет ощущение приближающегося конца, и я хочу разобраться во многих вещах, запертых в моем подсознании. Собрать их вместе и понять их.

В Мексике есть суп, который называется "позоле". Там свинина, кукуруза, листья салата - сотни разных ингредиентов. Мой фильм - мое позоле. Мы все состоим из прошлого и настоящего и в этом полностью запутались. Например, мы не думаем о наших снах. Спим восемь часов ежедневно, но полностью игнорируем эту треть нашей жизни. А ведь сны посылают нам очень ясные знаки, помогая понять себя и свою жизнь. Все это - реальность и вымысел, наши страхи и наша память, сюрреалистическое и реалистическое, вся эта смесь и составляет наше существование. И я переживаю все то, через что проходит герой фильма Сильверио. Просмотр готовой картины был для меня катарсисом, он помог мне освободиться от самых болезненных воспоминаний. Я даже смог над ними посмеяться. Поэтому фильм назван комедией".