Судя по тональности публикаций в американских СМИ, к проведению такого мероприятия Байдена подтолкнуло отнюдь не декларируемое им желание поспособствовать процветанию континента. США видят Африку как очередной плацдарм для противостояния с другими державами - Россией, Турцией, и особенно Китаем.
Прежде всего речь об экономике. КНР уже давно обошла Америку по объему торговли и экономического сотрудничества со странами континента. Москва также развивает связи с его странами: на 2023 год запланирован второй саммит Россия - Африка. Глава Пентагона Ллойд Остин на саммите с тревогой указывал, что "Россия и Китай наращивают свое экономическое влияние", "вызывая беспокойство" у США. Американцы отставать не хотят, поскольку, как указывает газета The New York Times, Африка видится им кладовой лесов, ресурсов и редких минералов, необходимых для энергоперехода, включая, например, производство аккумуляторов для электромобилей. О том, что африканское направление для США не является самостоятельным, пишет и китайская Global Times: "США поставили своей целью недопущение роста влияния Китая в Африке, а вовсе не помощь ее странам в борьбе с экономическими трудностями".
Тревогу у США вызывает и политическая составляющая. Например, как указывает эксперт газеты The Hill, Вашингтон встревожен нежеланием многих стран Африки поддерживать его курс по Украине. "Африканцы хотят видеть дипломатическое решение этого конфликта", - цитирует издание одного из специалистов, добавляя, что "некоторые страны выражают обеспокоенность в связи с санкциями и критикой РФ, которые, как они считают, затрудняют поиск дипломатического решения".
Сам Байден, как отмечает The New York Times, пытался уйти от этих ассоциаций и "впрыснуть новую энергию" в "апатичные отношения" со странами Африки.
Для участников саммита в Белом доме устроили роскошный гала-ужин. Звучали аплодисменты сборной Марокко, ставшего первой в истории африканской страной в полуфинале ЧМ по футболу. Байден по либеральной моде каялся за работорговлю и сглаживал неудобное прошлое красивыми фразами в духе "вместе мы построим будущее возможностей для всех и каждого". Президент США пообещал поддержать предоставление одной из африканских стран постоянного членства в СБ ООН при его реформировании, а также присоединение Африканского союза к Группе двадцати. Кроме того, глава Белого дома завлекал гостей обещаниями экономических инициатив и инвестиций на сумму до 55 миллиардов долларов в течение следующих трех лет, в том числе в сфере перехода на возобновляемые источники энергии и цифровизации экономик. Он поддержал проект континентальной зоны свободной торговли в Африке, который обсуждается с 2019 года. Также обсуждались темы продовольственной безопасности. Наконец, в Белом доме анонсировали возможность поездки Байдена по странам Африки в 2023 году.
Но, несмотря на попытки главы Белого дома убедить лидеров Африки в том, что он искренне заинтересован в торговле с ними, многие, по наблюдению The New York Times, выражали открытый скепсис. В том числе основываясь на опыте инициатив такого рода от предыдущих администраций США.
Джордж Буш-младший в свое время покорял Африку инициативой по борьбе со СПИДом, а Барак Обама на первом и последнем саммите с африканскими лидерами в 2014 году обещал их странам масштабную электрификацию. Но когда в этот раз президента Руанды Поля Кагаме спросили, что с того саммита удалось реализовать на практике, он, ухмыльнувшись, ответил: "По крайней мере, душевно пообщались". Аудитория ответила понимающим смехом.
"Они не считают нас долгосрочным партнером, - цитирует газета The Hill эксперта Центра стратегических и международных исследований Кэмерона Хадсона. - Они не верят, что на нас можно полагаться".
Американские СМИ указывают, что гостям саммита было трудно поверить в свою значимость для Вашингтона, который гораздо щедрее выделяет деньги одной только Украине (более 66 миллиардов долларов в 2022 году), чем всем странам Африки вместе взятым.