Эта программа "Ноты и квоты" появилась по инициативе Союза композиторов России в 2021 году, чтобы поддержать современных авторов. Как это работает? Музыканты (солисты, коллективы и даже российские театры) заказывают композитору новое сочинение. Композитор выполняет заказ и получает гонорар, а сочинение должно прозвучать несколько раз в течение двух сезонов.
В уютном концертном зале - нелектории "Мелодия", открывшемся в конце ноября в Москве, презентовали первые плоды новой творческой программы. Из композиторов-победителей "Нот и квот" выступили Ольга Бочихина, Денис Хоров, Наталья Прокопенко, Артем Пысь и Сергей Шестаков. Благодаря "Нотам и квотам" в 2021-м появилось 12 новых сочинений. В 2022-м квот стало в два раза больше. Гонорары победителей в этом сезоне от 200 тысяч до 800 тысяч рублей (за большое симфоническое произведение). Выплаты стали возможными благодаря поддержке Минкультуры России.
На презентации прозвучали два сочинения, написанных по программе "Ноты и квоты": альтистка Дарья Филиппенко и пианистка Ксения Апалько сыграли "Фантазию" Дениса Хорова, а солисты коллектива OpensoundOrchestra исполнили "Пять песен на Рождество" для струнного квартета. К слову, этот камерный опус коллектив успел уже сыграть не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Нижнем Новгороде, Казани, Туле и Перми.
Карина Абрамян, генеральный директор Союза композиторов России:
- Программа "Ноты и квоты" существует два года, приятно, что среди победителей много коллективов из разных регионов нашей страны. В 2021 году Омский симфонический оркестр заказал новую пьесу Алексею Сысоеву, в этом году в симфонической номинации победителей трое: оркестр Нижегородского театра оперы и балета сделал заказ Юрию Красавину, Госоркестр Республики Татарстан - Эльмиру Низамову, а Госкапелла России исполнит большую оркестровую пьесу Юрия Каспарова. Надеемся, что эта творческая программа будет ежегодной, а музыка российских композиторов будет звучать чаще и войдет в репертуар музыкантов.