Опрос: Россияне признают авторитет врача, но по-прежнему склонны заниматься самолечением

Половина россиян считает врача главным авторитетом в вопросе назначения лечения. Но при этом довольно высокой остается доля пациентов, которые выбирают лекарства для лечения самостоятельно, хотя и прислушиваются к мнению врача. Таким образом, беспокоящее медиков явление самолечения в России по-прежнему широко распространено. Таковы результаты исследования, проведенного Ассоциацией индустрии товаров для здоровья (АИТЗ) совместно с Союзом "Национальная фармацевтическая палата", "Яндекс.Маркетом", Российской медакадемией непрерывного профобразования и Петербургским союзом врачей.
iStock

В опросе приняли участие почти четыре тысячи человек - врачи, фармработники и обычные потребители.

Половина участников опроса в качестве главного авторитета в вопросах здоровья называет врача (51%). При этом 41% черпает знания о лекарствах из интернета, а 21% - от друзей и знакомых. К мнению фармацевта в аптеке прислушиваются 17% участников опроса.

Эти данные несколько расходятся с ответом на вопрос: "Как чаще всего вы выбираете лекарства?" Самостоятельно это делают 38% респондентов, а после обращения к врачу - только четверть (26%). Идут за рекомендацией в аптеку 13%, а совета родственников и друзей спрашивают 9%. Почти столько же - 8% - выбирают себе лечение по интернету.

При этом к помощи фармацевта 43% прибегают иногда, а 35% - редко, и в любом случае считают, что его советы нужно перепроверять 76%.

При этом сами фармацевты говорят о том, что вопросы по применению лекарств и товаров индустрии для здоровья им задают весьма часто - об этом сказали 55% участников. И практически все аптечные работники (93%) заявили, что посетители просят их посоветовать препарат, исходя из симптомов заболевания или уже поставленного диагноза.

Отдельной проблемой остается проблема продажи и приобретения рецептурных лекарств без рецепта. Конечно, сложившаяся практика такова, что часто врач дает больному устные рекомендации или пишет название лекарства просто на бумаге, а не на рецептурном бланке. Тем не менее, больше половины опрошенных врачей (58%) и еще больше фармработников (72%) считают это серьезным нарушением.

41% потребителей утверждает, что никогда не покупает препараты без рецепта, редко это делают 27% участников, остальные - иногда или часто.

Причины, которые потребители и фармацевтические работники приводят в качестве обоснования покупки без рецепта, в этих группах различаются. Так, сами потребители заявляют о том, что приобретают препарат без рецепта в основном в том случае, если он уже был однажды назначен врачом - об этом заявила половина респондентов (53%). Собственно, сюда попадают и объяснения, которые приводят фармработники: назначение было сделано неофициально, без выписки рецепта - в устной форме или просто на обычном листке бумаги.

При этом, судя по результатам опроса, врачи серьезно обеспокоены бесконтрольным приобретением лекарств больными. Во всяком случае, более трети медиков (36%) заявили, что не допускают возможности, чтобы сотрудники аптек выдавали посетителям рекомендации даже безрецептурных препаратов.

"При сопоставлении итогов исследования становится очевидным, что некоторые результаты противоречат друг другу. Заявленное восприятие врачей потребителями как главного авторитета в вопросах здоровья можно было бы списать на эффект социальной желательности: на самом деле, большинство потребителей к врачам не ходит, лекарства выбирают через интернет или знакомых (при этом, скорее всего, воспринимая это как самостоятельный выбор - так как финальное решение о покупке остается за потребителем) и принимают их ни с кем не посоветовавшись, - комментирует "Российской газете" результаты исследования глава Национальной фармацевтической палаты и Ассоциации индустрии товаров для здоровья Елена Неволина. - В таком случае даже про покупку лекарств без рецепта респонденты вовсе не обязательно кривят душой - они могут просто не знать, что покупают рецептурный препарат. В этом случае и то, что вопросы по применению препаратов чаще задают фармацевтам, имеет свое объяснение: к врачу большинство потребителей не ходит вовсе, а в аптеке бывает - нужно же где-то покупать лекарства".

Можно предположить (и это следует из результатов опроса), что в нашей стране значительная часть потребителей действительно уважительно относится к врачам, но на приеме им не удается или они сами опасаются задать лишний вопрос. "В 2017 году НФП уже проводила опрос посетителей аптек, который был посвящен именно рецептурному отпуску. Тогда самым распространенным ответом на вопрос "Почему вы думаете, что врач не выписал бы вам рецепт?" был вариант "Он очень занят и ему не хватает времени", - отмечает Елена Неволина.

Если верить результатам опроса, фармацевтический работник, советы которого еще нужно перепроверять, в общественном восприятии уступает врачу. "Но, с другой стороны, фармацевты и провизоры куда более доступны для вопросов, а, значит, они могут стать более эффективным каналом влияния на поведение потребителей (например, в тех же вопросах приверженности лечению или применению лекарств только по назначению)", - отмечает эксперт.

"К сожалению, подобный потенциал фармацевтических работников остается незамеченным системой здравоохранения в целом. Но пока скептическое настроение потребителей к фармацевтам разделяют как и сами медики, так и в определенной степени регуляторы, эта ситуация вряд ли изменится", - заключила Елена Неволина.