Режиссер Александр Коршунов: Дорогого стоит, когда видишь, что после спектакля люди выходят потрясенные

В московском театре "Сфера" 18 декабря представят спектакль "Подсвечник" по пьесе Альфреда де Мюссе. Главный режиссер "Сферы" и режиссер-постановщик Александр Коршунов рассказал "Российской газете" о том, почему французского классика не часто ставят на нашей сцене и о том, как театр живет после объединения.
Жаклина замужем за нелюбимым человеком. Но ей милее драгунский офицер Клаварош.
Жаклина замужем за нелюбимым человеком. Но ей милее драгунский офицер Клаварош. / Маруся Гальцова

Ваша мама, народная артистка России и основательница "Сферы" Екатерина Еланская предлагала вам поставить эту пьесу давно. Но вы вернулись к "Подсвечнику" только сейчас. Почему?

Александр Коршунов: Да, об этой пьесе мама заговорила со мной впервые лет 15 назад - она ей очень нравилась. По ее совету я прочитал "Подсвечник", мне тоже он показался весьма симпатичным, но тогда были какие-то совсем другие мысли и планы. Тем не менее, все это время у меня в голове эта пьеса жила, и я периодически к ней возвращался - вернулся и этим летом. Это действительно очень хорошая литература, это комедия, и, что для меня важно - это высокая комедия, в которой все должно быть очень искренне оправдано: и с точки зрения характеров, и с точки зрения логики каждого действия и сюжета в целом, и того внутреннего смысла, который у большого автора всегда скрыт. "Подсвечник" - комедия со вторым планом, неожиданным поворотом и настоящим лирическим началом, таким, какое, как мне кажется, сейчас очень нужно и своевременно.

Любопытно, но "Подсвечник" в театрах практически не ставился и не ставится. Редкие постановки последний раз шли чуть ли не в 90-х… Мюссе - не достаточно "хитовый" автор?

Александр Коршунов: Насчет "хитовости" сказать сложно, ведь ту же "Лоренцаччо" его авторства ставят довольно часто. Наверное, она больше захватывает своим драматизмом, какими-то параллелями с точки зрения современности. А вот "Подсвечник" действительно редкое название. Дело мне кажется в первоначальном поверхностном взгляде на эту пьесу - мол, "ну, это какая-то милая безделушка". На самом деле, конечно, не безделушка, а хорошо написанная, смешная, умная и тонкая вещь.

О чем вы хотите поговорить со зрителем?

Александр Коршунов: О любви, конечно. О настоящей любви, которая всегда существовала и будет существовать, но на которую не все способны. Ведь подчас люди проживают жизнь, так и не испытав этого чувства. Главная героиня Жаклина замужем за нелюбимым человеком - да, он видный человек, состоятельный нотариус, но он старше ее, он занудный и скучный. У нее появляется любовник, молодой драгунский офицер Клаварош. Ревнивый муж едва не застает их вместе, и тогда Клаварош говорит, что знает способ, как сохранить отношения и обмануть мужа - надо найти "подсвечник".

Некое подставное лицо, правильно я понимаю?

Александр Коршунов: Да. Другого мужчину, который будет увлечен Жаклиной, да так, что все это увидят, и муж, конечно, начнёт ревновать к нему. Он - ширма, за которой скрываются настоящие отношения, этакий "громоотвод". В качестве "подсвечника" Жаклина выбирает одного из молодых клерков мужа, Фортунио, который, как оказывается, уже два года безответно влюблен в свою госпожу. В результате вся ситуация немыслимым образом переворачивается, а Жаклина впервые испытывает чувство настоящей любви, которую она никогда и ни в ком не видела по отношению к себе и никогда не ощущала сама.

Зрителю прежде всего нужно согреться. А материал может быть любой - и комедийный, и серьезный

Хотелось бы вернуться к событиям этого лета - объединению "Сферы" с театром "Эрмитаж". Прошло четыре месяца, что-то в вашей жизни изменилось?

Александр Коршунов: Изменился наш юридический статус, теперь мы структурное подразделение театра "Эрмитаж". Когда ситуация с объединением возникла, она вызвала резкое неприятие с нашей стороны - и мне кажется, это совершенно естественно, другой реакции быть не могло - потому что для нас самое главное: сохранить свое лицо, свою труппу, коллектив, репертуар, ту сущностную идею, ради которой этот театр создавался. А театр наш - уникальный по своей форме и содержанию, в нем нет привычного разделения на зрительный зал и сцену, а есть пространство, в котором зрители и актеры объединены единой сферой общения, диалога. И, на наш взгляд, всерьез, объединить "Сферу" ни с каким другим организмом нельзя, поэтому мы делали все возможное, чтобы этого не случилось. Но на сегодняшний момент, с произошедшим примиряет тот факт, что наш дом, нашу сцену, наш репертуар и коллектив, и нашего зрителя нам удалось сохранить. Поэтому сейчас мы в целом продолжаем работать, как работали. Радует и то, что мы встречаем понимание нового директора Анастасии Могиновой. "Сфера" привыкла жить по-своему, "Эрмитаж" несколько иначе, поэтому какие-то вопросы неизбежно возникают, но решаются они спокойно и толково.

Фото: Маруся Гальцова/Театр "Сфера"

Вы сказали, что удалось сохранить зрителя. Строго говоря, "Сфера" ведь совсем небольшой театр. Как в Москве с ее театральным изобилием вам удается оставаться востребованными и любимыми?

Александр Коршунов: Я думаю, секрет в том, ради чего этот театр создавался. Екатерина Еланская говорила: "Сфера" - это театр человеческого общения. А ведь это процесс непростой, и в своей книге мама пишет, что душа - не квартира, где все двери открываются по мановению руки, не проходной двор. А как же сделать так, чтобы эти двери открылись и общение возникло? Ответ на этот вопрос надо искать в каждом спектакле, изо дня в день. И этот процесс "приручения", который длится уже более 40 лет, приносит свои плоды. Дорогого стоит, когда видишь, что после спектакля люди выходят потрясенные, взволнованные, обрадованные, даже, может быть, подлеченные. Для них важно сюда вернуться и привести друзей, детей, родителей. Существуют целые поколения людей, которые ходят в "Сферу"! И, конечно, большое спасибо нашим зрителям! Потому что без той мощной волны искренней любви, которую мы почувствовали в непростой для нас период объединения, было бы гораздо сложнее это все пережить.

Вы ведь готовите еще одну премьеру - спектакль под рабочим названием "Прозрачное солнце осени" по прозе трех Юриев - Казакова, Трифонова и Домбровского.

Александр Коршунов: Эта задумка тоже давно во мне вынашивалась, и я очень надеюсь, что в будущем году получится ее осуществить. Идея соединить этих трех авторов родилась от совершенно конкретного случая. Когда я еще учился в Школе-студии МХАТ, у нас проводились встречи с разными выдающимися людьми. Одним из них был Булат Окуджава. И вот ему из зала задали вопрос: кого из современных писателей вы больше всего любите? А он так и сказал: "трех Юриев". И эти "три Юрия" как-то во мне засели, а я к тому же их читал, мне они очень нравятся. Хоть они и разные, во всех троих есть сущностная традиция русской литературы, русской психологической школы. Чеховская традиция, словом. Их проза очень атмосферная, душевная, человечная, и получается такой разговор о смысле жизни, о мечте, о любви. Надеюсь, что после Нового года приступлю к этой работе.

Времена сейчас непростые. Как вам кажется, что сейчас зритель ищет в театре, что ему нужно в первую очередь?

Александр Коршунов: Я думаю, что прежде всего - согреться. Прислониться к чему-то теплому, настоящему, искреннему. Поддержать веру. А материал может быть любой - и комедийный, и серьезный. Главное, всегда искренний.

Афиша

Ближайшие показы "Подсвечника" пройдут 18 и 24 декабря.

В январе спектакль покажут 4, 14, 22 и 29 числа.

Кстати

Александр Коршунов - продолжатель знаменитых актерских династий. Его родители - народные артисты Виктор Коршунов (ведущий актер и многолетний директор Малого театра) и Екатерина Еланская (дочь знаменитой актрисы Художественного театра - Клавдии Еланской, основательница театра "Сфера"). Дети Александра Коршунова тоже стали актерами.