Каковы первые ощущения от края и его театральной культуры? Есть чувство отрыва от так называемой Большой земли?
Сергей Юнганс: Я ведь перешел сюда из Якутска - тоже регион отдаленный, туда несколько месяцев в году вообще трудно добраться. Но там много театров, есть филармония, цирк, хореографическое училище, Институт культуры, Высшая школа музыки. Это все определяет уровень музыкальной культуры города. В Хабаровске есть институт культуры, но нет консерватории, и это создает для театра определенные трудности. Но у нас замечательный главный дирижер Руслан Антипинский, и ему удалось собрать оркестр, способный соревноваться с любым музыкальным театром России.
Откуда приходят кадры?
Сергей Юнганс: Из Красноярска, Иркутска, Владивостока, из нашего музыкального училища. Приходят в хор, а потом постепенно из хористов кристаллизуются звездочки. И это замечательно - когда из хориста вырастает настоящий артист. Людей с консерваторским образованием немного: наш жанр синтетический и требует не только вокального мастерства - ставим не только оперетту, но и мюзиклы. Театру скоро 96 лет - он на год старше Московской оперетты: один из старейших театров нашего жанра в России и крупнейшая театральная площадка в крае.
Хабаровск можно назвать театральным городом? С искушенной публикой, с культурной аурой, характерной для театральных центров - Новосибирска, Екатеринбурга, Перми?
Сергей Юнганс: В городе есть несколько театров, и мы не конкурируем друг с другом - разные жанры и направления. И театральная публика в городе есть. Особый запрос - на спектакли для детей. Мы этому рады и с удовольствием работаем над детским репертуаром, понимая, что сами формируем своего зрителя.
Придя в театр, вы увидели какие-то лакуны и прорехи в его репертуаре, которые предстоит заполнить?
Сергей Юнганс: Имея опыт Свердловской музкомедии и Якутской оперы, я понимаю: репертуар должен быть разнообразен: классическая оперетта, мюзикл, музыкальные комедии, детские спектакли… Спектакли веселые, спектакли "для души", побуждающие задуматься.… И все это должно гармонично соединяться. Нужна глубокая драматургия, хорошая музыка. Недавно прошла премьера мюзикла "Алые паруса" Максима Дунаевского. Премьера декабря - мюзикл Геннадия Гладкова "Бременские музыканты", мелодии которого в нас вошли с детства. В апреле выйдет мюзикл Алана Менкена "Магазинчик ужасов". К концу сезона запланирована премьера "Свадьбы Кречинского" Александра Колкера, одного из основоположников отечественного мюзикла. Это произведение впервые появилось на советской сцене ровно полвека назад - и мы так отметим его юбилей. Нам необходима и актуализация классической оперетты - в этом жанре много шедевров, он должен оставаться живым, востребованным искусством - не музейным, а созвучным нашему времени.
Что с режиссурой?
Сергей Юнганс: И "Алые паруса", и "Бременские музыканты", и "Свадьба Кречинского" выйдут в моей режиссуре. Хотя у меня режиссерское образование, и я люблю эту профессию, это вынужденная мера. Приглашение постановщиков со стороны - это финансовые затраты, какие мы пока не можем себе позволить. Работаем силами, которые есть в театре - ведь постановки осуществляются на средства, которые зарабатываем сами. Заработаем - будем обязательно приглашать самых интересных режиссеров: нам, как любому театру, нужно разнообразие почерков, манер, художественных идей. Кстати, на "Свадьбу Кречинского" мы надеемся пригласить отличного дирижера, уже ведем переговоры.
Какова сейчас заполняемость зала?
Сергей Юнганс: Вот интересно: мы подняли цены на билеты, после чего заполняемость зала повысилась почти в полтора раза - теперь она более 90 процентов.
"Алые паруса" - ваш режиссерский дебют в этом театре - каковы впечатления от работы с новой для вас труппой?
Сергей Юнганс: Труппа сильная, артисты замечательные, но в театре многие годы не было постоянного руководства, не было настроя на какой-то единый художественный почерк. Сложно винить артистов в том, что перед ними не ставили стратегические пролонгированные задачи. Но это - процесс долгий, и "Алые паруса" - первый шаг к построению такой командной работы. За несколько месяцев работы над спектаклем мы сделали очень заметный качественный скачок: удалось создать единое полотно, где важна каждая деталь, от декораций, костюмов и света до хореографии и актерского почерка.
В театре свой балет?
Сергей Юнганс: Есть свой балет и даже есть несколько детских балетных спектаклей. Недавно на малой сцене вышел пластический спектакль "Не балет" нашего нового балетмейстера Софьи Прилуцкой - экспериментальный, привлекающий в театр новое молодое поколение зрителей. Вообще, многим кажется, что театр может быть только где-то вокруг Москвы, где бурлит центр. Я тоже не думал, что жизнь на Дальнем Востоке может быть такой интересной. Поработал в Якутии, теперь в Хабаровске - и точно знаю: центр там, где мы его создаем. У нас сейчас образуется очень классная творческая команда единомышленников. И хотя мы далеко от Москвы, у нас хорошие перспективы. Коллектив молодой, талантливый, у театра есть потенциал, который мы будем развивать.