Артист выступал на крупнейших мировых площадках, таких как New York Blue Note, North Sea Jazz Club, Amsterdam Blue Note, Московский международный Дом музыки, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. В интервью IPQuorum он рассказал, какие качества отличают профессионала от дилетанта, как не спутать джаз с эстрадой и чем занимаются современные джазовые композиторы.
- Антон, расскажите, пожалуйста, что сейчас происходит в мире российского джаза?
- В этом году мы масштабно празднуем 100-летие российского джаза. Во многом благодаря Игорю Михайловичу Бутману в России в последнее время появилось огромное количество джазовых фестивалей. В этом году появился еще один - Московский джазовый фестиваль. На мой взгляд, это феноменальное событие, которое не сравнится ни с одним из подобных. Он стал самым масштабным за всю столетнюю историю отечественного джаза и был организован в формате шоукейса: целую неделю с трех часов дня и до позднего вечера на различных столичных площадках одновременно проходили выступления различных артистов.
Также в этом году вышел первый нотный сборник российских джазовых композиторов "100 лучших произведений за 100 лет российского джаза", созданный по аналогии с американским сборником джазовых стандартов Real Book. В нашей стране такого еще не было. Встречались только разрозненные сочинения, а у некоторых произведений в принципе не было партитур - только записи, хотя и прекрасно звучащие. Приходилось снимать ноты на слух и письменно фиксировать их. Мы проделали огромную работу, в том числе и по отбору: некоторые композиции, которые позиционировались как джазовая музыка, звучат, скорее, как эстрада.
- Как найти эту грань между жанрами? Есть ли какие-то жесткие критерии?
- Недавно мы обсуждали эту тему с Игорем Михайловичем. Критерии довольно размыты, потому что и джаз, и эстрадная музыка так или иначе связаны мелодически и гармонически, но джазовые гармонии все же более сложные. Это во многом и создает особое джазовое звучание. Некоторые композиторы, кстати, удивили. Например, когда я открыл сочинения пианиста Николая Капустина - довольно архаичного автора, и увидел там настоящий бибоп, который звучит так фирменно, как будто все это написал не советский человек.
Интересных композиций было множество. Некоторые приходилось откладывать с большим сожалением, наверно, до издания следующей книги - надеюсь, она будет не одна. В первый сборник в итоге вошли произведения Игоря Бутмана, Игоря Бриля, Якова Окуня, Валерия Гроховского, Бориса Фрумкина, Геннадия Гольштейна, Александра Осейчука, а также Николая Левиновского - это просто глыба, потрясающий композитор и аранжировщик, который до сих пор работает с нашим оркестром. Все эти люди творили историю, не боялись сочинять "запрещенную" музыку. Благодаря им она стала развиваться и в нашей стране.
- Появляются ли сейчас новые талантливые композиторы?
- Конечно. Например, Сергей Долженков, Антон Давидянц, Евгений Побожий - наш гитарист, ставший победителем знаменитого Herbie Hancock Institute of Jazz Guitar Competition 2019, самого главного в мире джазового конкурса. Они пишут современную джазовую музыку, двигая искусство вперед.
- А что такое современный джаз?
- Это мейнстримовое направление: тот же самый бибоп или пост-боб, который люди привыкли слышать и на наших концертах, но с нестандартными сочетаниями гармоний или с более сложными ритмами. Экспериментируя так, композиторы пытаются найти нечто новое.
- Два года назад вы тоже выпустили свой авторский альбом "A Beautiful Mind". Когда ждать следующего?
- Я думаю, в январе-феврале 2023-го. Все композиции уже сочинены, и сейчас мы с музыкантами ищем время, когда сможем собраться на студии, чтобы их записать. Несмотря на то что сейчас концерты в некоторых странах прекратились, выступлений не стало меньше. Столько, сколько мы ездили в этом году по России, мы, наверно, не выступали здесь никогда. Это, конечно, связано и с празднованием 100-летия российского джаза - наш оркестр много гастролировал в рамках серии гала-концертов "От Калининграда до Сахалина". Меня фактически не было дома несколько месяцев. Артистическая деятельность активно развивается, и появляется все больше людей, которых интересует джазовая музыка. Слушатели растут вместе с артистами. Если еще несколько лет назад многие люди, например, не знали, что нужно немного поаплодировать музыканту после соло, сейчас они уже более "образованы" в этом смысле, лучше знакомы с джазовым этикетом. Публика очень интеллигентная, воспитанная и благодарная - особенно те поклонники, которые осознанно приходят на фестивали, чтобы посвятить день джазовой музыке. Это безумно приятно.
- С чего начался ваш "роман" с джазом?
- Когда мне было четыре-пять лет, в доме постоянно слушали пластинки Гленна Миллера. С тех пор я и влюбился в джаз. Опыт музыкальной школы был, правда, очень травматичным: я буквально воевал с педагогом, чтобы он давал мне разучивать какие-то джазовые произведения - он не признавал это направление, называя джазменов "шарлатанами". А дальше все сложилось хорошо. Я собирался поступать в колледж имени Гнесиных на отделение фортепиано, но у меня были проблемы с сольфеджио, к тому же начал ломаться голос, и я не смог бы ничего спеть на вступительных. Тогда мне предложили: "Вы такой хороший пианист. Мы не хотим вас терять. Пойдете на духовое?" Я интуитивно выбрал саксофон, вспомнив фото саксофониста со старой домашней пластинки. Изначально я поступил на кафедру классического саксофона к замечательному педагогу Леониду Борисовичу Друтину, но все время говорил ему, что хочу играть джаз. Тогда на третьем курсе он отвел меня на прослушивание к профессору джазового отделения. И меня взяли.
- Как вы познакомились с Игорем Бутманом?
- Игорь Михайлович постоянно занимается образовательной деятельностью: проводит мастер-классы, помогает получить финансовую поддержку и входит в состав жюри джазовых конкурсов. Так совпало, что я выиграл многие из них, и он заметил меня. Как-то раз, в то время, когда я уже заканчивал академию Гнесиных, мне пришла СМС: "Умеешь играть на флейте?" - "Нет, - честно ответил я, - а кто это?" Аноним написал: "Приходи завтра на репетиционную базу Бутмана". Я приехал. На первой репетиции его не было. Мы потом созвонились по телефону. Оказалось, что в оркестр требовался новый саксофонист, и Игорь Михайлович предложил мне работать с ним. Так и началось наше сотрудничество.
- Какие еще встречи, события повлияли на ваше становление как артиста?
Прежде всего - процесс постоянного прослушивания самой разной музыки. Я посвящал этому очень много времени. Сейчас - чуть меньше в силу того, что выходит уже не так много интересного. Говоря о событиях, это, конечно, поездка в Амстердам на неделю мастер-классов Манхэттенской музыкальной школы. Было очень интересно поиграть с другими ребятами, познакомиться с местными и американскими педагогами. Больше всего меня впечатлил американский джазовый саксофонист, мультиинструменталист Дик Оаттс. Оставили свой след и многочисленные концерты американских звезд, которые я посещал. Самым запоминающимся стало выступление Криса Поттера в клубе Игоря Бутмана на Таганке. После него я полночи не мог уснуть.
- Насколько сложно совмещать преподавательскую деятельность с артистической?
- Сейчас я преподаю, когда у меня нет гастролей - все зависит от графика, и в этом году скучать абсолютно не приходится, а вообще преподавание и сцена дополняют друг друга. И Леонид Борисович Друтин, и Дик Оаттс придерживаются концепции, что нельзя называть себя профессиональным джазовым музыкантом, не занимаясь тремя вещами: концертной деятельностью, сочинением композиций и преподаванием. Леонид Борисович говорил, что, когда мы преподаем, то лишний раз напоминаем сами себе какие-то важные вещи, а если еще и студенты талантливы - это сплошное удовольствие.
- С 16 по 18 декабря в Петербурге пройдет форум-фест Jazz Across Borders. В чем уникальность события и что ждет гостей в этом году?
- На мой взгляд, это прежде всего насыщенная образовательная программа и возможность пообщаться с коллегами из джазовой индустрии со всего мира. Это многочисленные круглые столы, мастер-классы, посвященные не только инструментам, импровизации, но и звукорежиссуре, менеджменту, организации концертной деятельности. Свой мастер-класс я проведу 16 декабря в 18:15. Ну и, конечно, участников ждет шоукейс-фестиваль и множество концертов в клубах города. 16 декабря я играю вместе с потрясающей джазовой вокалисткой Алиной Енгибарян в Джаз-клубе Игоря Бутмана на канале Грибоедова, а 18-го - на гала-концерте в "М-1 Арене" в составе Московского джазового оркестра под управлением Игоря Михайловича. Не пропустите.
***
Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы международного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития. IPQuorum исповедует доказательную редакционную политику и показывает на достоверных фактах и судьбах, что сегодня инновации возникают на пересечении разных идей и индустрий.