Сами с сапогами: как работает обувная промышленность РФ в условиях санкций

В этом году исполняется ровно 25 лет с того момента, когда на рынке появились первые коллекции обуви известной российской марки "Ральф Рингер".
Андрей Бережной: При необходимости мы готовы увеличить объемы производства в 3,5 раза.
Андрей Бережной: При необходимости мы готовы увеличить объемы производства в 3,5 раза. / Из личного архива

Предприятие смогло достойно пережить сложный период пандемии и сейчас вновь наращивает производство. Более того - оно считается одним из стратегических предприятий страны, которое обеспечивает себя отечественным сырьем и не зависит от "прихотей" зарубежных поставщиков. Многим сегодня интересно узнать, как развивается реальный сектор в условиях жестких западных санкций. Мы отправились на производство, чтобы это выяснить.

Удивительно, насколько история этого бренда связана с судьбой нашей страны. Основатель и бессменный лидер компании Андрей Бережной с отличием окончил Московский институт электронной техники по специальности "ЭВМ" (сейчас бы его, наверное, назвали модным словом "айтишник"). Но работать по любимой специальности в те годы можно было, только эмигрировав. Многие сокурсники так и сделали. А он остался. Решил попробовать свои силы в предпринимательстве. В 1990-е годы быть производителем отечественного товара было "не престижно" - главными тогда считались торгаши и всякого рода перекупщики. Помогло стратегическое видение перспективы.

- Конечно, на первоначальном этапе имелись определенные сомнения и страхи. Но когда у нас получилось организовать первое индустриальное производство обуви, я перестал "комплексовать" и понял, что хочу посвятить свою жизнь производству, - признается бизнесмен.

В 1995 году были выпущены первые тестовые образцы обуви, и постепенно бизнес пошел в гору. Кризисный 1998-й год компания отметила ростом на 55 процентов (110 тысяч пар обуви), затем произошла регистрация бренда, появилась первая реклама на телевидении, в 2002-м - состоялось открытие собственной розничной сети RALF RINGER и так далее и так далее. Сегодня в составе компании четыре обувные фабрики: в Москве, Владимире, Зарайске и Талдоме. На них работает более двух тысяч человек (кстати, 78 процентов - женщины). А еще есть собственные производства стелек и подошв для обуви. И это очень интересный факт - когда другие российские фирмы покупали дешевые заготовки в Азии и делали из них обувь по принципу "сборочного производства", предприниматель строил бизнес "под ключ" - от собственной розницы до производства сырья.

В условиях экономической войны, развязанной Западом против России, государство будет оказывать реальному производству всю необходимую помощь и поддержку. Фото: Из личного архива

- Чем сиюминутная выручка, для нас всегда была важнее долгосрочная надежность, с которой компания может успешно работать и развиваться. А процессы продажи обуви оптом другим ритейлерам и покупка критически важных комплектующих изделий за границей в странах с иной ментальностью крайне ненадежны. Поэтому мы приняли для себя решение продавать обувь нашему потребителю самостоятельно, без посредников, а подошву и стельки производить внутри компании, - пояснил бизнесмен. - Возможно, нашу потенциальную прибыль эти решения уменьшили. Но за это мы приобрели фантастическую устойчивость в кризисных ситуациях. Помните сказку о трех поросятах, среди которых оказался мудрый Наф-Наф, в итоге спасший всех остальных? Нас часто сравнивают с этим героем из сказки, и, чего скрывать, - нам такое сравнение приятно.

Даже мех для обуви компания закупает у частных семейных фермеров из горных селений Дагестана. По словам руководителя, по качеству он ничем не уступает, а часто превосходит импортные аналоги. Обувь с таким мехом получается невероятно теплой и удобной. И подобных примеров на производстве еще очень много. Конечно, не все идет так гладко, как хотелось бы, признается бизнесмен. Сказывается и замедление мировой экономики, и последствия пандемии. В 2017-2019 годах компания вышла на объем производства более чем два миллиона пар в год, и если бы не коронавирус, то к 2023 году уже серьезно превысила бы этот уровень. Сейчас приходится нагонять. Восстановление могло бы идти быстрее при увеличении кредита. Но из-за неурегулированности споров с ФНС за 2014-2016 годы пока что сделать это непросто. Однако компания уже представила все исчерпывающие материалы, подтверждающие прозрачность своей работы, федеральные власти обратили внимание на ситуацию, говорит предприниматель, поэтому в будущее он смотрит с оптимизмом. В условиях экономической войны, развязанной Западом против России, государство будет оказывать реальному производству всю необходимую помощь и поддержку. Но есть ли резервы для быстрого роста?

- Сегодня практически все наши производства работают в одну смену, пять дней в неделю. То есть, загружены 40 часов из потенциальных 140 часов в неделю. При необходимости мы готовы в достаточно короткие сроки увеличить объемы в 3,5 раза. Задача амбициозная, но выполнимая, - говорит бизнесмен. - Нынешняя работа некоторых оборонных предприятий в режиме 24/7 показывает, что ничего невозможного нет. Не забывайте, что Менделеев, Попов, Королев, Ландау и тысячи других выдающихся ученых и инженеров были гражданами большой России. И у них все получилось! Получится и у нас. Мы готовы набирать людей и расширять производство. Уверяю вас, если будет такая необходимость - российские промышленники с задачей справятся.

Кстати

Примечательно, что бизнесмен большое внимание уделяет социальной стороне бизнеса. Конечно, это очень крупный налогоплательщик - только за последние три года было выплачено порядка четырех миллиардов рублей налогов. Но не менее важно, что, например, в числе работников есть обязательная "квота" от руководства для людей с ограниченными возможностями. Часть выручки компании ежегодно направляется в Фонд "Детские сердца" для проведения сложного дорогостоящего лечения. И так далее.