Во втором отделении вечера состоится мировая премьера "Озорных частушек" в исполнении артистов Театра балета им. Л. Якобсона. Леонид Якобсон уже сочинял в середине 1960-х на музыку "Озорных частушек" миниатюру "Малявинские бабы". Новый балет создал Вячеслав Самодуров, в прошлом премьер балетной труппы Мариинского театра, крупнейший российский хореограф. Как он сам говорит, ключевыми для него в этой музыке стали не фольклорные интонации в партитуре "частушек", а фактура этого сочинения - виртуозная, токкатная, многоголосная, где каждый инструмент может "высказаться" сольно. Головоломное движение голосов, инструментальные переклички Самодуров, с его чутким музыкальным слухом, облек в интереснейший хореографический язык.
- У меня получился балет-аллегро без единого замедления, - говорит Вячеслав Самодуров. - Главное у Щедрина - юмор, энергия, напор, и танцовщики их схватили.
Между тем в Мариинском театре продолжается фестиваль с посвящением - "Щедрин-90", открывшийся 10 декабря этими же "Озорными частушками", но на сцене Концертного зала в исполнении Мариинского оркестра и Валерия Гергиева. В его интерпретации более ярко проявляются джазовые ресурсы этой партитуры.
В афише фестиваля, которая продлится до 24 декабря, представлены почти все оперы и балеты Родиона Щедрина, идущие на Мариинской сцене. А Мариинский театр не случайно считается "домом Щедрина", потому что на его сценах можно увидеть почти многие балеты Щедрина - "Кармен-сюиту", "Конек-горбунок", "Анну Каренину", оперы "Мертвые души", "Рождественскую сказку", "Левшу", "Очарованный странник", здесь регулярно исполняется множество инструментальных, оркестровых, хоровых сочинений Щедрина - в том числе, хоровая опера "Боярыня Морозова", которая также представлена в афише фестиваля.
24 декабря на сцене Концертного зала театра прозвучит знаменитая "Поэтория", написанная на стихи друга Щедрина Андрея Вознесенского. В роли чтеца выступит актер Евгений Миронов, за пультом - друг и главный проводник творчества Щедрина - Валерий Гергиев.
Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра
- Родион Константинович - самый великий, знаменитый, значительный российский музыкант из живущих на Земле. Он еще и самый главный друг Мариинского театра. Я хочу поблагодарить его за потрясающий вклад в летопись театра: так обогатить ее, как это сделал он, удавалось очень немногим. Щедрин сделал очень много для того, чтобы русская музыкально-театральная традиция процветала, приумножил ее успехи.
В эти дни в Мариинском театре проходит большой фестиваль, посвященный исполнению сочинений Щедрина, и сейчас все наши мысли о том, чтобы достойно представить его творчество.
Кстати
Щедрин впервые появился на афише тогда еще Кировского театра в 1978 году. Режиссер Борис Покровский и дирижер Юрий Темирканов перенесли из Большого театра в Петербург постановку "Мертвых душ". В 1983-м хореограф Дмитрий Брянцев поставил для Кировского театра свою версию "Конька-Горбунка". Эти спектакли шли до середины 1980-х, а следующая волна щедринских постановок началась уже при Валерии Гергиеве с "Очарованного странника" (2007) и продолжается по сей день.
Мариинский театр создал Родиону Щедрину именной абонемент, в котором звучит только его музыка. А на сайте театра к юбилею композитора собрана виртуальная выставка "Щедрин-90".