Исполнительный директор по пилотируемым программам "Роскосмоса" Сергей Крикалев, который сам шесть раз работал на орбите, высказал мнение, что причиной разгерметизации радиатора внешней системы терморегулирования корабля, может быть попадание микрометеорита. И возможные последствия - изменение теплового режима приборно-агрегатного отсека "Союза МС-22". Почему это серьезно? Очень высокие "плюсы" могут угрожать выходом из строя приборов и "мозга" корабля - бортового компьютера. Не случайно такой переполох вызвало сообщение одного из СМИ о том, что температура подскочила до экстремальных + 50.
"Роскосмос" даже был вынужден срочно давать опровержение. По словам специалистов, в последние дни температура в жилом объеме корабля (спускаемом аппарате и бытовом отсеке) и его приборно-агрегатном отсеке была около плюс 30 градусов по Цельсию. В заданных пределах. А в воскресенье "Роскосмос" сообщил, что температура снижается. Утром в понедельник на Землю будут переданы результаты осмотра корабля с помощью камер станционного дистанционного робота-манипулятора.
Информация очень важная. Из-за произошедшего не состоялся запланированный на тот день выход наших космонавтов в открытый космос. Второй из четырех, которые нужно провести для продолжения оснащения российского модуля "Наука", прибывшего на МКС в июле 2021 года.
Безусловно, все случившееся для экипажа - если не стресс, то близко к этому. Чтобы установить причину технического сбоя, космонавт Анна Кикина с помощью камеры на манипуляторе, который установлен на многофункциональном лабораторном модуле "Наука", сфотографировала и провела видеосъемку внешней поверхности корабля. Переданные изображения изучают специалисты. Кстати, если бы все пошло как надо, то Анна во время работы своих коллег Прокопьева и Петелина на внешней поверхности космической станции должна была управлять манипулятором ERA с пульта внутри модуля "Наука".
Все эти дни на Земле специалисты подмосковного Центра управления полетами постоянно контролируют и анализируют функционирование систем российского сегмента МКС и пилотируемого корабля "Союз МС-22".
Как рассказал корреспонденту "РГ" космонавт Герой Советского Союза Виктор Афанасьев, подобного ЧП в космосе еще не было. Работает комиссия, которая должна во всем разобраться. В принципе, существуют двойные, тройные системы резервирования различных систем космической техники. В том числе по температуре. Так что запас прочности у "Союза" есть.
И все-таки: насколько сложная ситуация сейчас на орбите? По словам специалистов, с которыми поговорил корреспондент "РГ", действительно таких у нас еще не было. Ситуация не простая, но не трагичная. Если бы корабль был в автономном полете, не в составе космической станции, то нужно было бы делать спуск экипажа на Землю. Но так как корабль находится в составе МКС, то экипаж можно спустить в любое время , потому что есть большое количество резервных вариантов. Эти вопросы сейчас как раз решаются комиссией. Еще вопрос, который волнует читателей: а можно ли загерметизировать место, откуда идет утечка? По словам специалистов, починить можно все, но в данном случае смысла нет. И еще: подойти конкретно к этому участку корабля достаточно проблематично. Потому что "Союз" не предусматривает, чтобы по нему "ходил экипаж" во время внекорабельной деятельности. Вот на модулях МКС есть устройства - поручни, места крепления, карабины и т.д. На корабле подобных вещей нет.
На борту Международной космической станции сейчас семь человек: три наших, в том числе Анна Кикина, три американца и один японец. "Союз" пристыковался к МКС в сентябре и должен был отстыковаться только в марте, пробыв на орбите 188 суток. За это время космонавты планировали пять раз выйти в космос.