Почему пассажиров авиакомпании iFly отправили по домам вместо Египта и насколько опасны полеты над Сирией

Авиакомпания iFly отменила вылеты в Египет как минимум до 20 декабря, туроператор Tez Tour вернет деньги туристам за несостоявшиеся c 15 по 19 декабря туры. Так завершилось ожидание вылета на отдых в Хургаду и Шарм-эль-Шейх для более чем двух тысяч туристов, застрявших в аэропорту Внуково. Тем временем туристы из Египта возвращаются в Россию, составлен график их вывоза, сообщили в туркомпании.
Рейсы отменили из-за того, что Иордания закрыла небо для пролета самолетов iFly в Египет.
Рейсы отменили из-за того, что Иордания закрыла небо для пролета самолетов iFly в Египет. / РИА Новости

Проблемы начались в четверг 15 декабря. "Мы приехали из Беларуси из города Гомеля в четверг утром, чтобы днем улететь на отдых в Шарм-эль-Шейх, - рассказывает молодая женщина, представившаяся Наталией. - Нас все же поселили в гостиницу "Экипаж" в десяти минутах ходьбы от аэропорта. Вкусно кормят, удобства нормальные, - говорит она. - Но мы ехали не в Москву отдыхать, а на море".

Туроператор вернет деньги туристам за несостоявшиеся туры в Египет

Как пояснили в авиакомпании, рейсы отменили из-за того, что Иордания ограничила для российских перевозчиков пролет в своем воздушном пространстве. Авиакомпания прорабатывала альтернативные маршруты, в частности через Сирию. Но в Росавиации заявили, что считают небезопасным план полетов iFly, и предложили передать пассажиров другим авиакомпаниям. По данным туроператора, сейчас авиакомпания продолжает работу по согласованию необходимых документов с Росавиацией для продолжения полетной программы в Египет с 20 декабря.

Подобные проблемы возникали уже ранее, отмечают в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Неделю назад туроператор Pegas Touristik, использовавший рейсы Nordwind, также был вынужден искать другие маршруты, до этого Лаос закрывал небо для "Аэрофлота", а Иран - для авиакомпании Azur Air.

В этот раз Иордания потребовала у авиакомпании iFly сертификат безопасности, выпущенный в Лондоне, предоставить который перевозчик не может. Как поясняют эксперты, из-за санкций поводом для закрытия неба может быть возникшая двойная регистрация самолетов. После введения санкций зарубежные лизингодатели потребовали от российских авиакомпаний вернуть самолеты, взятые в лизинг. Поскольку такие машины составляли основу российского авиапарка, выполнять требования российские авиакомпании не стали. Воздушные суда внесли в российский реестр, но из зарубежных реестров, например, Бермудских Островов, самолеты никто не исключил.

По действующим международным правилам исключить самолет из реестра можно по требованию собственника самолета. Однако зарубежные собственники по понятным причинам делать это не спешат. Но российские авиакомпании постепенно в индивидуальном порядке урегулируют эту проблему. Однако существенно увеличить авиапарк с российской регистрацией можно за счет запуска массового производства отечественных самолетов, например МС-21, считают в отрасли.

Комментарий

Сергей Мельниченко, генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":

- Запрет на полеты над Сирией был введен Росавиацией в апреле 2013 года: после того, как появилась информация об угрозе ракетного обстрела самолета одной из российских авиакомпаний, следовавшего из Шарм-эш-Шейха в Казань. Почему через воздушное пространство Сирии опасно летать и сегодня?

Сирия является зоной активного конфликта - там ведутся боевые действия, а значит, существует высокий риск для гражданской авиации. Не случайно в США и Европе введен полный запрет на полеты через эту страну. Ряд других стран также выпустили предупреждения, чтобы избегать воздушного пространства Сирии. Основной риск, которому подвергаются гражданские самолеты, - ошибочная идентификация сирийскими системами ПВО. Пассажирские могут быть выбраны по ошибке или попасть под перекрестный огонь. Ракеты могут ошибочно захватить гражданский самолет.

В июне этого года аэропорт Дамаска закрыли на нескольких дней после воздушных налетов. Были повреждены здание аэропорта и ВПП. А два года назад A320 одной из азиатских авиакомпаний в районе Дамаска попал под перекрестный огонь четырех F-16 и был вынужден выполнить экстренную посадку на военной базе. В сентябре 2018 года был ошибочно сбит самолет, от которого на удалении всего 50 миль, то есть чуть больше 80 километров, находились гражданские лайнеры… По сути, угрозы для полетов гражданских воздушных судов над территорией Сирии аналогичны угрозам над территорией Украины.

Подготовила Наталия Ячменникова

Месть по-сфински

Российские туристы, возвращавшиеся из турецких городов Анталья и Измир в Москву, провели около 10 часов в салонах самолетов в аэропорту Хельсинки, куда были перенаправлены рейсы из-за снегопада в столице РФ. По словам россиян, находившихся на борту этих лайнеров, принадлежащих авиакомпании Pegasus Airlines, им не разрешили выйти из самолетов. Более того, на протяжении всего времени ожидания вылета им не предоставляли еду и воду. В результате некоторые пассажиры стали жаловаться на плохое самочувствие. Как рассказали в посольстве РФ, о проблеме в дипмиссии узнали рано утром в воскресенье. Один из консульских работников вышел на связь с финской стороной для прояснения ситуации с авиационными властями, другой выехал в аэропорт для оказания помощи на месте. Об этом рассказал ТАСС представитель дипмиссии Алексей Шихов. По его словам, в воскресенье утром оба лайнера вернулись в Турцию. Затем самолеты из стамбульского аэропорта им. Сабихи Гёкчен, где базируется перевозчик, снова вылетели в Москву.

Подготовил Алексей Швайковский