Угольная быль

Зачем в Якутии строят крупнейшую частную железнодорожную линию
Компания ООО "Эльгауголь" (добывающий актив угольной компании "ЭЛСИ Эльгауголь и сибантрацит") объявила о завершении модернизации перегона частной железнодорожной линии Эльга - Улак. Строительство и централизация разъездов по пути следования позволили увеличить пропускную способность железной дороги с четырех до 30 млн тонн готовой продукции в год. После модернизации общая протяженность перегона составляет 360 км, в том числе 20 км соединяют станцию Эльга с обогатительным комплексом "Эльгинский".
В 2022 году объем добычи на Эльгинском угольном месторождении составил 20 миллионов тонн.
В 2022 году объем добычи на Эльгинском угольном месторождении составил 20 миллионов тонн. / РИА Новости

"Все запланированные работы по модернизации перегона выполнены в полном объеме, - подчеркнул генеральный директор ООО "УК "ЭЛСИ" Александр Исаев. - Построены и введены в эксплуатацию все инфраструктурные объекты. Компания готова обеспечить полную загрузку перегона в соответствии с заявленными целями".

К слову, "ЭЛСИ" входит в топ-3 крупнейших и динамично развивающихся угледобывающих компаний страны. Расширение пропускной способности самой протяженной на сегодняшний день железной дороги необщего пользования Эльга - Улак является элементом долгосрочной стратегии развития Эльгинского угольного месторождения. Модернизация перегона началась в 2020 году и проходила в пять этапов, расширяя его мощности с 4 до 20 млн тонн в год. Кстати, в 2022 году объем добычи на Эльгинском угольном месторождении составил 20 млн тонн.

Эльга - это крупнейшее месторождение твердого коксующегося угля на юго-востоке Якутии, являющееся частью Токинского угольного бассейна. Разведанные запасы этого бассейна превышают 40 млрд тонн, а самой Эльги - 2,2 млрд тонн. Эльгинское месторождение сравнивают с такими известными австралийскими месторождениями, как Гуниелла, Гордстон и Грегори. Но эльгинский уголь - премиального качества, он отличается крайне низким содержанием серы и фосфора, за что ценится чрезвычайно высоко. К примеру, такой высококачественный уголь широко используется в металлургии.

Поэтому роль железной дороги очень важна. К тому же "Эльгауголь" планирует в 2023 году добыть уже 26 млн тонн угля. Об этом заявила управляющий директор компании Инна Лосюк, выступая на форуме "Промышленность и геологоразведка Якутии: сквозь 100-летия" в Якутске. "На следующий год наши плановые показатели соответствуют добыче 26 млн тонн, по отгрузке - 20 млн тонн, а к 2025 году мы планируем добывать 45 млн тонн, отгружать 30 млн тонн", - сказала она. По словам Инны Лосюк, за последние два года компании удалось кратно нарастить "объемы, производственные результаты, такие как месячная добыча, отгрузка угольной продукции". Таким образом, в 2023 году добыча угля может вырасти на 30 процентов по сравнению с 2022 годом, а в 2025 году - в 1,7 раза.

Сам проект еще достаточно молод. Лицензия на разработку Эльгинского месторождения была выдана в 2007 году, ее получил предыдущий собственник. Добыча угля началась в 2011 году. Тогда же в эксплуатацию была введена железнодорожная линия Эльга - Улак. Она соединила месторождение с БАМом, благодаря чему появился собственный стабильный канал транспортировки своей продукции. До 2020 года объем производства был невысоким, он составлял скромные по нынешним временам пять миллионов тонн. Но затем произошли изменения в управленческой политике - как отмечал ранее Александр Исаев, компания работает в русле долгосрочной стратегии развития, принятой после смены собственника. "В силу волатильной экономической обстановки некоторые ее аспекты корректируются, однако общее направление остается неизменным - это выход на годовой объем добычи в 45 миллионов тонн", - пояснил он.

Тихоокеанская железная дорога обеспечит стабильный поток угля в восточном направлении

Выход на этот рубеж сделает Эльгинский угольный проект одним из отраслевых лидеров не только национального масштаба, но и мирового уровня. Соответственно, это благоприятно скажется на социально-экономическом развитии всего региона. В августе 2021 года "Эльгауголь" уже получила статус одного из крупнейших налогоплательщиков федерального уровня, а рост объемов производства только укрепит данный статус. В последние годы Якутия, где работает "Эльгауголь", активно наращивает добычу угля, выигрывая от близости к рынкам АТР. По информации пресс-службы правительства региона, в январе - июне добыча угля в республике выросла на 38 процентов. Около 90 процентов угля идет на экспорт, а основным потребителем является Китай.

Главной проблемой является нехватка пропускной способности железных дорог для вывоза угля. Якутия обладает огромными территориями, зачастую со сложным рельефом. Выстроить в таких условиях необходимую инфраструктуру - задача не только сложная, но и дорогая. Между тем природный потенциал тоже огромен. Поэтому модернизация транспортной инфраструктуры, по словам Александра Исаева, является важнейшим элементом программы развития Эльгинского угольного комплекса. Она шла весь 2021 год и продолжилась в 2022-м.

Кроме того, имея позитивный опыт реализации частной железной дороги Эльга - Улак, компания начала строить Тихоокеанскую железную дорогу (ТЖД), которая соединит Эльгинское угольное месторождение с морским угольным терминалом "Порт Эльга" в районе мыса Манорский на побережье Охотского моря. Дорога будет проходить по территории Республики Саха (Якутия) и Хабаровского края. Ее протяженность составит 531 км, а провозная способность - порядка 30 млн тонн угля в год.

Этот масштабный проект реализуется за счет частных инвестиций, объем которых оценивается в 146,6 миллиарда рублей, и в очень короткие сроки - завершение намечено уже на 2025 год. Проект строительства ТЖД соответствует всем требованиям техрегламентов, заверили в компании. После завершения строительства дорога обеспечит стабильный поток продукции "ЭЛСИ" в восточном направлении.

Проект реализуется в сложных климатических условиях. Дорога прокладывается в тайге, причем это абсолютно отдельный, масштабный и ни к чему не привязанный объект. Реализация такого проекта, как говорят специалисты, сравнима с началом строительства БАМа или Транссиба.

Стоит также отметить, что из-за климата период навигации очень короткий, с июня по начало декабря. За этот короткий период на мыс Манорский нужно доставить большой объем грузов, необходимых для проведения работ по строительству Тихоокеанской железной дороги. Кстати, после сдачи в эксплуатацию она станет самой крупной частной железнодорожной линией в стране.