19.12.2022 15:00
Поделиться

"Короткометражное кино сегодня развивается очень быстро"

С 16 по 21 декабря в Москве проходит международный смотр "Дни короткометражного кино". Проводится Short Film Days при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Агентства креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
IPQuorum

Что ждать от нынешнего фестиваля? С этим вопросом IPQuorum обратился к генеральному продюсеру Дмитрию Якунину и программному директору Юлии Свинцовой. Также мы поговорили о перспективах короткометражного кино и о том, можно ли попасть в конкурс, не имея специального образования.

Фестиваль "Short Film Days" - как он появился? Понятно, что это прямой наследник проекта "День короткометражного кино", но давайте попробуем рассказать о его истории немного подробнее.

Дмитрий Якунин: По поводу "наследства" вы правы. В 2014 году по инициативе Молодежного центра Союза кинематографистов России появилась Всероссийская акция "День короткометражного кино". Она проводилась в самый короткий световой день в году, 21 декабря. Кстати, похожий проект стартовал во Франции в 2011-м и благополучно существует до сих пор (его учредитель - Национальная академия кино и анимации).

"День короткометражного кино" сразу же стал заметным событием: к показам охотно подключились дома кино, библиотеки, музеи, креативные пространства. И если в первый год наш проект был поддержан Министерством культуры РФ, то затем несколько лет мы проводили акцию практически на собственном энтузиазме: было трудно, но мы видели интерес площадок к молодежному кино, поэтому не остановились. С 2019 года акцию поддерживал Фонд президентских грантов, а в этом году - Президентский фонд культурных инициатив, что позволило нам выйти на новый уровень. В прошлом году показы прошли более чем на 1000 площадках в 70 регионах России и 25 странах мира. Общее количество зрителей достигло более 200 000 человек. Последние два года призовой фонд конкурса составлял 2 млн рублей.

Но почему появилась необходимость именно конкурсного формата? В чем его преимущество перед обычными показами?

Дмитрий Якунин: Как раз возможность выделения денежных средств авторам фильмов стала импульсом для введения конкурса. Сегодня на нашем фестивале проводится конкурс в трех номинациях: игровое, документальное и анимационное короткометражное кино (хронометраж до 300 минут). Картина, которая, по мнению жюри, станет лучшей в своей номинации, получит 300 000 рублей (в игровом кино - 350 000 рублей). Также на нашей страничке ВК будет проведено онлайн-голосование, победитель которого тоже получит 300 000 рублей. Кроме того, Гильдии Союза кинематографистов России вручат денежные призы по 150 000 рублей за лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшую роль, лучшую операторскую и продюсерскую работу.

Дмитрий, а в чем особенности ДКК? Чем он отличается от других фестивалей короткометражного кино, которых сегодня, кстати, не так уж и мало?

Дмитрий Якунин: Наш фестиваль - сугубо народный. И это как раз главное отличие. "Эхо" киносмотра проходит в разных регионах, на самых разнообразных площадках. По итогам показов приходит много положительных отзывов, а в соцсетях программы активно обсуждаются нашими зрителями. И это неслучайно, ведь, составляя программы, мы делаем акцент именно на зрительском, жанровом кино (при всем нашем уважении к социальным драмам и авторскому кинематографу).

Также мы стремимся отслеживать новые тенденции и форматы. Поэтому в разные годы у нас были и скринлайф-фильмы, и интерактивные картины. А в этот раз лауреаты нашего смотра впервые в кинофестивальном движении помимо денежных призов получат NFT-статуэтку, которая в дальнейшем может вырасти в цене.

Плюс мы проведем презентацию виртуального продакшена XOVP. Другое технологическое новшество: фильмы ДКК будут показаны на видеопроекторе Extra Cinema, аналоговой модели стандартного DCP-проектора, разработанного якутскими специалистами.

Дмитрий, а насколько важно, что фестиваль международный?

Дмитрий Якунин: Очень важно! Правда, в этом статусе мы проводим его впервые: в конкурсную программу вошли фильмы из стран ближнего зарубежья: Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, а также копродукционный анимационный фильм, сделанный совместно Россией и КНР. И пусть в наш первый год международный охват не очень значителен, но мы будем и дальше расширять это направление и развивать международные связи между киношколами и молодежными киносообществами.

Но в сегодняшней ситуации собрать международную программу, наверное, не так-то легко?

Юлия Свинцова: Нелегко, но мы справились. У нас были заявки из 13 стран, в том числе из Республики Беларусь, Великобритании, Ирана, Казахстана, КНР, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Турции, Украины и Франции. Но в программу вошли картины только из шести стран, потому что уровень был довольно высок, и в итоге мы выбрали из 643 работ всего 49. Так что представляете, какая была конкуренция! Другая особенность нашего формата: согласно регламенту этого года в конкурсе могли принимать участие или работы российских авторов, или снятые с российским участием, поэтому некоторые картины, снятые в других странах, будут показаны вне конкурса.

А каким должен быть фильм, чтобы попасть в конкурсную программу?

Юлия Свинцова: Он должен быть честным, ярким, запоминающимся, должен удивлять и вдохновлять зрителя. В первую очередь мы ищем именно хорошее зрительское кино, ведь наши программы будут демонстрироваться на более чем 1000 площадок по всей России и СНГ для разной аудитории.

Юлия, давайте представим, что вы получили фильм, снятый молодыми кинематографистами, у которых нет профессионального образования. Есть ли шанс у такой короткометражки попасть в программу?

Юлия Свинцова: Конечно! Короткометражный фильм - это прежде всего авторское высказывание и эксперимент, поиск нового киноязыка, новой киновселенной. А что-то новое зачастую могут создать как раз люди, которые не смотрят на мир сквозь призму киноучебников. Однако в большинстве своем в программу все же попадают картины авторов, знакомых с основами драматургии и режиссуры, потому что, несмотря ни на что, кино - не просто искусство, но еще и профессия, которая живет и развивается по вполне конкретным законам.

Тогда давайте поговорим о короткометражном кино в целом. Как вам кажется, сильно ли оно изменилось за последние пять-десять лет?

Юлия Свинцова: Кино развивается стремительно. Это связано с доступностью образования, ростом технических возможностей, развитием интернет-пространства. Сейчас каждый может при желании снять микробюджетную короткометражку с помощью телефона. В то же время нельзя не заметить качественного скачка, связанного с технической реализацией: визуал и звук сейчас на несколько порядков выше того, что было несколько лет назад. Плюс короткие метры стали гораздо более смелыми и дерзкими.

Другая тенденция, которая не может не радовать, - развитие кино в регионах. Сейчас качественные и оригинальные проекты снимаются даже в самых отдаленных уголках нашей страны, в том числе благодаря питчингам и конкурсам Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК) или Института развития интернета.

А русское короткометражное кино чем-то отличается от зарубежного? По темам, стилистике, жанру?

Юлия Свинцова: Русское короткометражное кино, как и зарубежное, очень разное. Это видно даже по нашей программе. У нас есть работы, которые будут понятны любому, и неважно, где человек живет - в Европе, Африке или Латинской Америке. А есть картины, которые могут быть близки только нашему зрителю - в силу специфики сеттинга и героев. Как бы то ни было, меня радует, что российские авторы не боятся экспериментировать со смешением жанров, а также снимают самобытное документальное кино.

Дмитрий, насколько я понимаю, короткометражное кино сейчас никак не монетизируется. Есть ли шанс как-то решить эту проблему?

Дмитрий Якунин: Мы несколько раз пытались запустить в прокат альманахи короткого метра, а фильм "Сашка. Дневник солдата" Кирилла Зайцева, сопродюсером которого я являюсь, был первым коротким метром, вышедшим в прокат отдельно. К сожалению, без хотя бы незначительной поддержки в прокате, без серьезного маркетинга дистрибуция короткометражного кино является невыгодным направлением. Возможно, дефицит российских релизов в связи с уходом голливудских картин может стать импульсом для кинопроката короткого метра, но за это можно браться, только заручившись государственной поддержкой. На голом энтузиазме это направление развивать очень сложно.

Тогда подскажите, насколько сложна дорога от короткого метра к полному? Есть ли возможность сделать ее чуть более быстрой?

Дмитрий Якунин: Сейчас возможностей реализоваться намного больше, чем восемь-десять лет назад, когда мы только начинали развивать Молодежный центр Союза кинематографистов России. Тогда не существовало онлайн-платформ, а Минкультуры финансировало от одного до трех полнометражных дебютов в год. Сейчас же ведомство поддерживает около 20 дебютных фильмов в год, АНО "Институт развития интернета" финансирует сериалы, документальные и блогерские проекты, а онлайн-платформы запускают новые сериалы почти каждую неделю. Союз кинематографистов России создал Фонд поддержки регионального кинематографа, а также проводит питчинги дебютантов. Безусловно, у талантливого автора стало больше возможностей.

Однако вопрос интеграции дебютантов в киносреду так же, как и раньше, зависит от многих факторов, и везение является одним из них. Я бы посоветовал дебютантам терпеть, верить в свое предназначение, повышать свои знания и компетенции и участвовать в различных конкурсах и питчингах. Кстати, о новых возможностях для создателей контента мы также поговорим в рамках нашего фестиваля на круглом столе с участием представителей АНО "ИРИ" и других игроков современного российского медиарынка.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы международного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития. IPQuorum исповедует доказательную редакционную политику и показывает на достоверных фактах и судьбах, что сегодня инновации возникают на пересечении разных идей и индустрий.