19.12.2022 21:21
    Рубрика:

    Новый рейтинг лучших фильмов всех времен принес сенсацию

    Опросы ведущих кинокритиков мира, которые каждые десять лет проводит британский журнал Sight & Sound, всегда привлекали особое внимание синеманов: перед нами рейтинг лучших фильмов всех времен и народов.
    Актриса Дельфина Сейриг в монодраме Шанталь Акерман, признанной лучшим фильмом всех времен. / kinopoisk.ru
    Актриса Дельфина Сейриг в монодраме Шанталь Акерман, признанной лучшим фильмом всех времен. / kinopoisk.ru

    Новый рейтинг 2022 года ошеломил новостью: на первое место, согласно мнениям экспертов, вышел фильм, о котором мало кто слышал, и еще меньше людей его видели. Это бельгийская драма 1975 года "Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080" режиссера Шанталь Акерман, умершей в 2015 году.

    Напомню, что самый первый опрос 1952 года выдвинул на первое место неореалистический фильм Витторио де Сика "Похитители велосипедов". Затем его сменил "Гражданин Кейн" Орсона Уэллса, который продержался в лидерах до 2012 года, когда его вытеснил ужастик Альфреда Хичкока "Головокружение". Теперь этот ужастик переместился на второе место, "Гражданин Кейн" - на третье. Все эти варианты, конечно, свидетельствуют о субъективности вкусов, уподобляющей рейтинг рулетке, но последние итоги голосования в какой-то мере - показатель смены самих критериев отбора. Единственное, что может объяснить появление нового фаворита критики, - наступление феминизма сразу на всех фронтах.

    В кино явно произошла полная смена критериев: в ход искусства вмешались чисто конъюнктурные соображения

    Фильм Акерман, безусловно, очень хорош - как эксперимент, отважный и требующий отваги от зрителей. Это более чем трехчасовое наблюдение за жизнью молодой вдовы, данное, по ощущениям, чуть ли не в реальном времени: вот она идет за продуктами, едет в лифте, чистит овощи, готовит пищу, ест, моет тарелки, вяжет... Весь ее ничем не примечательный быт - подробно, терпеливо, дотошно. Так же буднично, между рутинными занятиями, принимает клиентов - зарабатывает на жизнь телом: у нее сын-старшеклассник, его надо кормить, воспитывать, оберегать от вызовов жизни. Существование размеренное, почти механическое, каждая деталь жизни раз и навсегда привинчена к соседней. Но в какой-то момент какая-то деталь даст сбой - и все налаженное посыплется в труху. И так постепенно из обрыдлого быта складывается вечная драма женщины, обреченной на одиночество и не имеющей сил что-то изменить в своей жизни.

    Ясно, что такой фильм, при всех его несомненных художественных достоинствах, не способен привлечь значительную аудиторию. Единственное объяснение этого рывка на пьедестал почета - "женская" тема и гендерная принадлежность автора. Эта "феминизация" критериев прослеживается во всем рейтинге, и триумф Шанталь Акерман многими изданиями подается как долгожданная победа: впервые в лидеры киномира вышла женщина.

    Соблюден в рейтинге-2022 и другой важный сегодня критерий - требование расового "разнообразия". На 4-м месте японец Ясудзиро Одзу с "Токийской историей", 5-е заняло "Любовное настроение" корейца Вонга Кар Вая, переместившееся с 24-го места. Еще более внушительный скачок сделала француженка Клер Дени: ее "Хорошая работа" перешла с 78 места на 7-е. Фильм Стэнли Кубрика "2001: космическая одиссея" удержался на 6-м месте. 8-е место занял "Малхолланд драйв" Дэвида Линча, 9-е - "Человек с киноаппаратом" Дзиги Вертова, 10-е - мюзикл "Поющие под дождем" Джина Келли и Стэнли Донена.

    Фильм "Восемь с половиной" Феллини занял только 31-е место, разделив его с "Зеркалом" Тарковского. И заметно потерял в весе былой фаворит рейтингов "Броненосец "Потемкин" Эйзенштейна: из первой десятки он перешел на весьма отдаленное, хотя все еще почетное 54-е место.

    Важно понимать: на самом деле такие опросы - не более чем ипподром, где победа зависит от массы "привходящих обстоятельств", включая камень, попавший под копыто. У "экспертов" слишком разные критерии, чтобы претендовать на объективность. Не говоря о том, что соревнуются участники разной весовой категории, и трагедия всегда будет казаться значительнее водевиля независимо от мастерства создателя. Невозможно выбирать между зеленым и соленым, а монументальное полотно Сикейроса всегда перевесит "Джоконду" - что из этого следует?

    В опросе Sight & Sound приняли участие более 1600 критиков, фестивальных менеджеров, исследователей кинопроцесса.