Есть статистика: учителя на втором месте после медсестер по уровню стресса и усталости. Учительское выгорание без преувеличения можно назвать одной из проблем века. По данным разных экспертов, бороться с этим "недугом" сегодня пытаются около 75 процентов педагогов. Уроки, проверки, шумные дети, требовательные родители, а еще - семья и быт. Наступает момент, когда просто "нет сил", и человек - на грани нервного срыва.
Помочь педагогам пытаются психологи, коучи, коллеги. Взялись за проблему и молодые ученые. Что влияет на состояние учителя и как можно этим состоянием управлять? Об этом "РГ" беседует с победителем конкурса молодых ученых Российской академии образования, аналитиком Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения Института педагогики и психологии МПГУ Алексеем Ставцевым.
Алексей, вы получили награду за разработку модели психологического благополучия на примере работы российских учителей. Как у них с благополучием?
Алексей Ставцев: От психологического благополучия педагога зависит очень многое, и в первую очередь эффективность их профессиональной деятельности и, как следствие, эффективность обучения и воспитания. Существует множество факторов, связанных с личностью педагога и его окружением, "рабочей атмосферой", стимулирующих психологическое благополучие педагогов. А мешает этому в первую очередь профессиональное выгорание.
В нашем исследовании, проведенном Центром МПГУ под руководством академика РАО Артура Реана, приняли участие восемь тысяч педагогов со всей России. Выяснилось: достаточное число учителей имеют низкие показатели по тому или иному критерию. И, конечно, далеко не все могут конструктивно справляться с высоким уровнем выгорания.
Но ведь от этого страдают не только учителя? Школьники чувствуют, что от учителя "фонит" депрессией?
Алексей Ставцев: Конечно. Благополучный педагог транслирует это благополучие, открыт к общению, готов делиться знаниями и встречать вызовы. В основе общения "учитель - ученик" - понимание и принятие, поддержка и мотивация.
Если учитель критически выгорает - ничего из этого дать ребенку он не сможет. Известен "эффект Пигмалиона", он же "эффект самосбывающегося пророчества". В начале учебного года школьников случайным образом разделили на две группы: одних назначили условно "гениальными", других - обычными. "Гениальным" в течение года педагоги неосознанно уделяли больше внимания, общались активнее, чем с "обычными". И к концу года успеваемость "случайно назначенных гениальными" стала выше!
Вывод? Ребенка нужно стимулировать к выполнению задач, отмечать его успехи, пусть иногда авансом, общаться с ним. Это мотивирует учиться лучше, снижает страх ошибки. Это так называемое эффективное педагогическое общение, которого человек на грани выгорания дать не может.
Что становится основной причиной профессионального выгорания? Невысокая зарплата? Плохое поведение учеников? Бумажная нагрузка?
Алексей Ставцев: Все, что вы перечислили, действительно имеет значение. Но зарплата, как ни странно, - лишь на третьем месте. Вернее, материальное положение - не только доход учителя, но и всей его семьи в целом. Как выяснилось, куда более важен для психологического состояния учителя школьный климат - взаимоотношения всех людей в школе: учеников, администрации, родителей. Не нагрузка, не зарплата, а взаимоотношения. Для нас это интересный и во многом неожиданный результат.
Как помочь учителю, какие качества в себе воспитывать, чтобы не поддаваться "хандре"?
Алексей Ставцев: Есть четыре качества, которые и защищают от профессионального выгорания и максимально развивают личность любого человека и педагога, в частности. Мы назвали их "квартет психологической жизнестойкости". Это любознательность, энергичность, оптимизм и благодарность. Существует феномен, который психологи называют "эффект выученной беспомощности". Когда человек очень долго находится в состоянии дискомфорта и не имеет возможности выхода, он чаще всего к этому привыкает. И попадая в более комфортную среду, не видит "выход" - выучивается беспомощности. Но есть люди, которые этому эффекту могут противостоять. Когда ученые стали изучать, что же помогает им в этом, открылись эти несколько общих для всех качеств - в том числе наш квартет.