Глава станции охраны Муцзянпин Ши Сяоган следит за популяцией больших панд и снежных барсов, препятствует браконьерству и обучает местные сообщества. Это сложная и зачастую опасная работа. За 30 лет работы на этом посту старший рейнджер не раз рисковал жизнью, чтобы защитить зверей и птиц, а также растения, находящиеся под угрозой исчезновения. "В дикой природе вы должны быть готовы к экстремальным ситуациям: на вашем пути могут случиться оползни, лавины или появиться свирепое дикое животное", - говорит 50-летний рейнджер, добавляя, что для работы в дикой природе необходимо освоить хотя бы базовые приемы выживания.
Заповедник Волун занимает площадь около двухсот тысяч гектаров и является в Китае местом обитания одной из крупнейших оставшихся популяций больших панд. Благодаря таким рейнджерам, как Ши, количество зарегистрированных диких больших панд в заповеднике увеличилось со 104 в 2015 году до 149 в 2021-м. Еще в 2016 году Международный союз охраны природы (The International Union for Conservation of Nature, IUCN) объявил, что в Красной книге IUCN статус большой панды был изменен с "находящейся под угрозой исчезновения" на "уязвимый".
Помимо статуса "дома больших панд", заповедник широко известен как "банк биогенов". Здесь представлено большое количество эндемичных и исчезающих видов растений и животных, в том числе среди 121 зарегистрированного вида млекопитающих такие знаковые звери, как красная панда, снежный барс и дымчатый леопард. Есть также 392 вида птиц.
Усердная работа и вклад команды Ши в защиту дикой природы в заповеднике не остался незамеченным. В прошлом году 20 рейнджеров были отмечены особыми похвалами на онлайн-церемонии вручения Международной награды рейнджеров, учрежденной Всемирной комиссией охраняемых территорий (одной из шести комиссий IUCN).
Глава комиссии Кэти Маккиннон высоко оценивает работу рейнджеров: "Они критически важны для реализации глобальных природоохранных мероприятий IUCN, помогая остановить утрату биоразнообразия и защитить важные экосистемы, которые служат естественным решением проблемы изменения климата и других глобальных задач".
Ши отлично понимает, что защищая находящихся под угрозой исчезновения животных, таких как большие панды и снежные барсы, можно сохранить и приумножить богатое биоразнообразие окружающей среды. Сторожем леса в Национальном природном заповеднике Волун Ши стал после окончания Сычуаньской школы лесного хозяйства (ныне Сычуаньский сельскохозяйственный университет) в 1992 году. Он работал над третьим и четвертым национальными исследованиями панд.
Основанный в 1963 году, парк Волун является одним из первых заповедников панд в стране. До 1990-х годов здесь нередко случались незаконные вырубки леса и отлов уникальных животных. В 1978 году на крутом лесистом склоне заповедника была построена наблюдательная станция, которая считается первым в стране полевым лагерем для изучения диких больших панд. В начале 1980-х годов правительство в сотрудничестве со Всемирным фондом дикой природы создало Китайский центр охраны и исследования большой панды, чтобы спасти исчезающее животное.
По мнению Чжан Хэмина, основателя центра и бывшего заместителя директора, Китай рассматривает научную защиту и исследования больших панд с глобальной точки зрения. Так, исследователи из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук установили, что предком большой панды является Ailurarctos, живший около 8 миллионов лет назад. Большие панды, считающиеся национальным достоянием, являются одним из флагманских видов, охраняемых рейнджерами парка Волун. Построение "гармоничных отношений" между дикой природой и местными жителями уже давно является частью природоохранной деятельности. Ши пытался просвещать общины и сотрудничать с неправительственными организациями, чтобы предоставить местным жителям возможности трудоустройства.
И если в последнее время благодаря просветительской работе Ши и его товарищей угроза животным и растениям со стороны людей резко уменьшилась, то с безжалостным гневом природы рейнджерам и приходилось, и приходится сталкиваться. "Без надлежащего снаряжения, такого как утепленные куртки или спальные мешки, каждое патрулирование могло быть последним приключением в жизни", - говорит Ши.
Сейчас на помощь рейнджерам Волуна, проведших уже более 100 полевых наблюдений и патрулирований, приходит современное оснащение, в том числе инфракрасные камеры и GPS-трекеры. Ши и другие сотрудники также работают над улучшением системы мониторинга местообитаний панд и созданием базы данных ДНК этого вида.
В октябре прошлого года в провинциях Сычуань, Шэньси и Ганьсу был создан Национальный парк больших панд, объединивший места обитания животных, которые изначально принадлежали 73 заповедникам. Около 72 процентов диких больших панд страны находятся под защитой парка. По всей стране популяция диких больших панд увеличилась с 1114 в 1980-х годах до сегодняшних 1864.