В Ярославле симфоническую музыку объединили с этнической

В Ярославле прошел первый Всероссийский музыкальный фестиваль "Культмост. Ярославль Этно".

- Идея фестиваля у нас возникла совместно с Ли Оттой - замечательным дирижером-инструменталистом, композитором, создателем и художественным руководителем группы ОТТА-orchestra, - рассказал генеральный продюсер фестиваля Владимир Овчаров. - Мы захотели объединить наши этнокультуры, искусство, этнические инструменты с симфоническим оркестром, чтобы они звучали как единое целое. История у России великая, огромная, и вопрос объединения национальностей очень важен для нас. Своим фестивалем мы хотим напомнить людям, что мы должны возвращаться к своим истокам, знать свое происхождение знать, кто мы есть, что мы есть. А музыка и искусство помогают нам в этом, просто "берут нас за руку" и отводят туда, где мы, к сожалению, очень редко бываем.

Организаторы музыкального праздника рассказали, что финальным концертам в Ярославле предшествовал конкурс исполнителей музыки на этнических инструментах, в котором принимали участие больше трехсот человек со всей страны. Поэтому и разнообразие народных музыкальных инструментов оказалось огромным: кантеле, тар, чатхан, хомус, домра, жалейка, свирель, флейта-бау, дудук, курай, джембе, дарбука, йоухикко, цимбалы, сууха-хур, дудельзак, пастуший рожок, не говоря уже о балалайке и гуслях. А представитель Костромской области Игорь Белов умудрился воспроизвести мелодию известного романса "В лунном сиянье снег серебрится, вдоль по дороге троечка мчится" … с помощью пилы и косы, отбивал чечетку в лаптях и использовал в качестве музыкальных инструментов также ведро и деревянные грабли.

В финал в итоге попали 15 музыкантов, представлявших Барнаул, Якутск, Новосибирск, Улан-Удэ, Краснодар, Луганск, Москву, Ярославль, Уфу, Кисловодск, Сочи, Костромскую область, Дагестан, Башкортостан. Они выступили в Ярославле в сопровождении Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра и ОТТА-orchestra, причем обоими коллективами на этот раз дирижировала Ли Отта, она же - музыкальный руководитель фестиваля.

По ее признанию, представление о том, чего ждать от каждого народного инструмента, конечно, было, но, как выяснилось, не всегда полное, поэтому творческие идеи возникали буквально на ходу, и в результате получались "чуть ли не драматические музыкальные постановки".

Главный дирижер симфонического оркестра и председатель жюри конкурса Мурад Аннамамедов, наблюдавший за происходящим на сцене концертного зала Ярославской филармонии из зрительного зала, назвал состоявшиеся концерты "звуковым и зрительным пиршеством".

- Всю жизнь я занимаюсь одним делом - симфонической культурой, руковожу симфоническим оркестром. Каждый игрок в оркестре это, конечно, мастер своего дела и виртуозный, как правило, исполнитель на своем инструменте. На апробированных, классических инструментах. Но каково же было наше изумление от прикосновения к первичным, почвенным, иногда с тысячелетней историей инструментам! Это наши корни, эти искусства дарованы нам из далеких, глубинных времен. Нам, идущим по пути прогресса, надо непременно за них цепляться, возвращаться к ним, непременно этим жить, - уверен народный артист России Аннамамедов.

К слову, организаторы фестиваля перекинули мост не только между академической традицией и народной музыкой, но и между музыкой и живописью: во время концертов на сцене работали художники, "писавшие музыку". Один из них, Максим Теплов, изобразивший на своем полотне симфонический оркестр, назвал этот опыт "удивительным, уникальным и потрясающим".

Кстати

Победителем конкурса фестиваля "Культмост. Ярославль Этно" признан Айдун Магомедов из села Бут-Казмаляр Республики Дагестан, покоривший жюри и слушателей игрой на чунгуре. Второе место - у Елены Ворфоломеевой из Новосибирска (балалайка), третье - у Константина Сергеева из города Нерехты Костромской области (пастуший рожок). Приз зрительских симпатий достался Нарьяне Бочкаревой из Якутска - за артистичный номер с древним музыкальным инструментом народов Республики Саха - хомусом.