Ожидается, что в ближайшее время будут предприняты дополнительные усилия для ускорения технологических прорывов, в частности, расширения применения водородных топливных элементов в таких областях, как железнодорожный транспорт и энергоснабжение, ускорение разработки получения водорода из экологически чистых источников и активизации глобального сотрудничества в этом секторе, говорят эксперты. Все эти вопросы обсуждались на недавней конференции по водородной промышленности Китая, которая проходила в онлайн- и офлайн-форматах в Пекине и Фошане, провинция Гуандун.
По данным Государственного комитета по делам развития и реформ КНР (NDRC), сейчас Китай является крупнейшей в мире страной - производителем водорода с годовым объемом производства около 33 миллионов тонн. В стране насчитывается более 300 водородных компаний, чей годовой доход превышает 20 миллионов юаней (180 миллионов рублей).
Шэнь Чжулинь, официальный представитель Государственного комитета по делам развития и реформ КНР, говорит: "С ускорением научно-технической революции и преобразованием промышленности водородная энергетика постепенно становится новым фокусом глобальной стратегической конкуренции, важным направлением для стран по развитию новых отраслей и важным способом продвижения зеленого и низкоуглеродного развития производства и потребления энергии для активной борьбы с изменением климата".
Чжан Сяоцян, исполнительный вице-председатель Китайского центра международных экономических обменов, сказал, что развитие водородной энергетики имеет большое значение для того, чтобы помочь Китаю достичь пика выбросов углекислого газа к 2030 году и полной углеродной нейтральности к 2060 году.
В марте Государственный комитет по делам развития и реформ и Государственное управление по делам энергетики совместно выпустили среднесрочный и долгосрочный план развития водородной энергетики, в котором говорится, что эта отрасль является неотъемлемой частью энергетической системы Китая и будет способствовать переходу на "зеленое" развитие в транспорте, промышленности и других энергоемких отраслях.
Согласно плану, водородная энергетика Китая сейчас демонстрирует положительную динамику развития. Предварительно освоены основные технологии производства, хранения и транспортировки водородной энергии, водородных топливных элементов, а в ряде регионов реализованы мелкосерийные концептуальные образцы транспортных средств на водородных топливных элементах.
В плане также говорилось, что к 2025 году Китай освоит базовые технологии, а также методы обработки и технологии производства. Количество автомобилей на водородных топливных элементах достигнет примерно 50 тысяч. Между тем будет построен ряд водородных заправочных станций, а количество водорода, производимого из возобновляемых источников энергии, будет колебаться от 100 тысяч до 200 тысяч тонн в год, что сократит выбросы углерода на 1-2 миллиона тонн в год.
Сян Хайпин, главный инженер Государственного управления по делам энергетики, заявил, что Китай придает большое значение развитию водородной энергетики. На сегодня более 20 провинций, автономных районов и городов центрального подчинения издали документы по планированию и руководству в области водородной энергетики.
"Поощряемые национальными и местными органами власти государственные предприятия, частные фирмы и иностранные компании проявили большой энтузиазм в отношении развития индустрии водородной энергетики. В районе дельт рек Янцзы и Чжуцзян и Бохайского экономического кольца водородная энергетика формирует целые промышленные кластеры", - сказал он.
Местные органы власти также активизировали усилия по развитию водородной промышленности. В провинции Гуандун началось становление кластера автомобильной промышленности на водородных топливных элементах. Провинция Шаньдун также активизировала усилия по строительству промышленных парков водородной энергетики и оснащению автомагистралей водородными заправочными станциями.
"Коммерческие автомобили являются ключевым звеном в сокращении выбросов углерода в автомобильной промышленности. Если взять в качестве примера тяжелые грузовики, хотя их количество составляет около 7,9 процента от общего числа, они несут ответственность за 47 процентов выбросов углерода среди всех типов автомобилей. Применение тяжелых грузовиков на водородном топливе поможет ускорить переход коммерческого транспорта на низкоуглеродный режим", - говорит Чжан.
"Необходимо продолжать интенсифицировать технологические исследования и разработки, в полной мере использовать ведущую роль предприятий в инновациях, поддерживать глубокую интеграцию промышленности, университетов и научно-исследовательских институтов, формировать эффективную систему совместных инноваций. В то же время важно воспитывать профессионалов в области водородной энергетики", - добавил он.