Движение по новым магистралям одновременно открылось в пяти регионах страны от Кавказа до Урала, в том числе во Владимирской и Воронежской областях.
Участок федеральной трассы М-4 "Дон" на юге Воронежской области получился "быстрым вдвойне": разрешенная скорость движения на нем - 110 километров в час, а сам хайвей построили на 10 месяцев раньше срока. Запуском 62-километрового обхода райцентра Богучара завершилось долгое, занявшее не один десяток лет превращение ростовской трассы (так раньше называли М-4 воронежцы) в федеральную автомагистраль. Началось оно в 1990-х там же, под Богучаром: местные дорожники обустроили парадный въезд в Воронежскую область с юга - несколько километров четырехполосного шоссе. И неважно, что затем оно превращалось в обычное, двухполосное, - с чего-то надо было начинать.
Затем к первому кусочку стали присоединяться новые: одни побольше, другие поменьше. К зимней Олимпиаде в Сочи расширили большую часть трассы, в 2020-м построили обход знаменитой пробки в районе села Лосева - это место известно автомобилистам всей страны. Пробка имела "собственный" аккаунт в соцсетях, где сообщалось о текущем трафике и местных новостях. В сезон летних отпусков заторы здесь достигали длины в несколько десятков километров, а местные жители помимо традиционного придорожного бизнеса подрабатывали сталкерством, проводя ошалевших от жары путешественников в обход пробки полевыми дорогами. Теперь Лосево стало обычным селом, принимающим экономных путников. Неэкономные - уже без посторонней помощи - проносятся мимо по четырехполосной автомагистрали без перекрестков и светофоров, зато с удобными площадками для отдыха.
Появились стоянки и на новом участке - в обоих направлениях. Расширена площадка для отдыха на 777-м километре трассы, на границе с Ростовской областью. На 62-километровом хайвее дорожники возвели шесть мостов и три путепровода, уложили 614 тысяч квадратных метров нового асфальта, рассказал первый заместитель председателя правления ГК "Автодор" Игорь Коваль. Запустить трассу холдинг планировал осенью 2023 года.
- Работа на самом деле выполнена очень быстро. Это важно, потому что к летнему сезону будущего года автомобилисты уже не будут испытывать тех трудностей, которые возникали раньше. Мы находимся на южной границе области, 777-й километр. И на протяжении всех этих километров - дорога первой категории: скоростная, безопасная и комфортная для водителей, - доложил воронежский губернатор Александр Гусев на видеоконференции с президентом РФ, давшим старт обновленным дорогам.
Мастер участка Андрей Данцев отметил хорошую организацию работ.
- Строительство дороги было организовано на отличном уровне: построили вахтовый городок, обеспечили людей трехразовым горячим питанием, средняя зарплата у мастеров порядка 100 тысяч рублей, у дорожных рабочих - в районе 75 тысяч, - рассказал он президенту.
Трасса М-4 от Москвы до Ростовской области стала скоростной, констатировал Владимир Путин. А вице-премьер Марат Хуснуллин добавил, что ускорение магистрали продолжится: к следующему лету планируется сдача в эксплуатацию скоростных обходов Ростова и Краснодара, а еще через год - кратное увеличение пропускной способности участка от столицы Кубани до Крымского моста (пока там случаются заторы не хуже лосевских). За мостом путешественников подхватит хайвей "Таврида".
А во Владимирской области было официально открыто движение по участку платной скоростной трассы М-12 Москва - Казань протяженностью 58,2 километра - от пересечения магистралей М-12 и М-7 до деревни Столбищи Собинского района. Участок позволяет проехать в объезд города Петушки, Костерево, Лакинск, села Пекша, Ворша и деревню Колокшу.
Новая трасса М-12, получившая название "Восток", пройдет через Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашию и Татарстан с продолжением до Екатеринбурга и далее до Тюмени. 219,4 километра платного автобана пройдут по Владимирской области. Новая магистраль сократит время в пути от Москвы до Казани почти вдвое - с сегодняшних 12 до шести с половиной часов, а от столицы до Владимира - примерно на час.
Движению по первому пусковому комплексу нулевого этапа М-12 стартовало в сентябре нынешнего года. Он проходит по территории Московской области - от Центральной кольцевой автомобильной дороги до трассы А-108 "Большое Московское кольцо". И уже месяц спустя была открыта первая часть магистрали во Владимирской области - от Южного обхода Владимира до развязки с дорогой на Гусь-Хрустальный. Новый участок завершен на год раньше установленных сроков.
- Чем быстрее мы вводим такие объекты, тем быстрее это влияет на качество жизни и передвижения. Чем быстрее строим, тем меньше денег нужно на стройку, потому что мы экономим на инфляции, - подчеркнул вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. - На год раньше построили - сэкономили пять - шесть процентов от стоимости. А высвободившиеся деньги направили на новые этапы. У нас и так были рекордные сроки поставлены. Никогда в стране не строилась дорога такого уровня за три года. А мы намерены еще ускориться.
Накануне открытия движения по участку губернатор Владимирской области Александр Авдеев протестировал его вместе с дорожными строителями на велосипеде - они проехали четыре километра от развязки М-7 с М-12 за Петушками и почти до деревни Старое Аннино.
- Не так часто сажусь на велосипед, как хотелось бы, но опыт зимних поездок на велосипеде есть, так что могу оценить: качество дороги отличное, - подвел итог глава региона.
По его словам, с коллегами из "Газпрома" сейчас обсуждается вопрос об организации на М-12 сети заправочных станций. "Автодор", в свою очередь, работает с партнерами по организации многофункциональных зон на трассе.
- Съезды, о которых мы договорились, уверен, раскроют новый экономический потенциал для действующих предприятий и инвесторов, заинтересованных в работе во Владимирской области, - выразил надежду губернатор. - В нынешних условиях создание дополнительных транспортных коридоров, а тем более на восток, играет ключевую роль, потому что сейчас межрегиональная экономическая кооперация выходит на первый план. Мы видим, как разрываются международные цепочки, а связь регионов страны позволяет перевозить коммерческие грузы и перемещаться жителям.
Александр Авдеев подчеркнул, что количество автомобилей в стране растет и новые дороги позволяют разгружать транспортную инфраструктуру.
- Без преувеличения, М-7 "Волга" - одна из самых загруженных трасс в любое время дня и ночи, в любое время года, - говорит он. - Создание нового транспортного коридора - огромный вклад в экономику всей страны в целом, а для Владимирской области он станет осью развития новых экономических зон, появления новых инвестиций и рабочих мест. Это важнейшая задача, которая решается опережающими темпами.
Председатель правления госкомпании "Автодор" Вячеслав Петушенко подтвердил, что в этом году из-за ограничений в работе аэропортов интенсивность движения по всем дорогам страны выросла на 25-46 процентов. Что также связано и с тем, что растут потребительские качества трасс. В результате в уходящем году, с его слов, удалось перешагнуть важный рубеж по сбору платы за проезд по платным автобанам - 50 миллиардов рублей, что в два раза больше, чем было два года назад.
- Это позволяет возвращать заемные средства, в том числе и в Фонд национального благосостояния. Сформирован мощный кулак строительных организаций. И они готовы решать самые масштабные задачи, - заверил Вячеслав Петушенко.
Как рассказали в "Автодоре", на новой скоростной трассе установлена безбарьерная система взимания платы "Свободный поток". Фиксация проезда происходит по государственному регистрационному номеру транспортного средства или по транспондеру. Вместо привычных пунктов со шлагбаумами применена инновационная система, которая посредством датчиков и камер рассчитывает водителей в автоматическом режиме. Оплата по транспондеру происходит в момент проезда по участку, а оплата по номеру автомобиля возможна без штрафа в течение пяти дней с даты поездки. Стоимость проезда по новому участку в любое время суток составит 229 рублей для легковых автомобилей и 687 рублей - для грузовиков.