Несмотря на схожесть в названии с недавно принятым "потолком цен на российскую нефть", это решение не является продолжением санкций против нашей страны. Оно касается всех поставщиков трубопроводного газа в Европу, продающих его с привязкой к биржевым котировкам на крупнейшей европейской площадке торговли газом - хабе TTF.
Заработает механизм потолка с 15 февраля 2023 года. В правилах его действия есть оговорка, он не будет применяться к небиржевым сделкам. В том числе к долгосрочным контрактам, цена газа в которых не зависит от биржевых котировок. Часть экспортных договоров "Газпрома" заключена именно таким образом, но у российской компании есть и другие контракты, цена поставок которых привязана к ценам на TTF. Россия считает введение ценового потолка политическим, а не экономическим решением. Об этом заявил вице-премьер Александр Новак. По его словам, введение ценового потолка на газ может обернуться лишь его дефицитом в регионе.
По словам главы минэнерго Николая Шульгинова, Россия отреагирует на ограничения ЕC, ответный механизм будет тщательно проработан, возможно, он будет схож с нашей реакцией на потолок цен для российской нефти (который пока тоже не закреплен на законодательном уровне. - "РГ").
Ценовой поток на хабе TTF, являющемся основным ориентиром для всего региона, затронет тех поставщиков газа, у кого в ценовых формулах есть привязка к TTF, поясняет директор по исследованиям "Выгон Консалтинг" Мария Белова. Это трубопроводные поставки из России (контракты "Газпрома" почти на 90% ориентируются на этот хаб) и Азербайджана. Также этот механизм затронет большинство спотовых (быстрая покупка и доставка) поставок сжиженного природного газа (СПГ). Эксперт подчеркнула, что вводимое регулирование будет ориентироваться на разницу цен на TTF и СПГ. Если разница этих цен не будет превышать 360 долларов за тысячу кубометров, потолок не будет устанавливаться, даже если котировки TTF превысят 1900 долларов.
По мнению руководителя Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилла Мельникова, потолок - это нерыночное ограничение, и "Газпром", в случае если цена упрется в потолок, может прекратить поставки частично или полностью из-за неоплаты.
От поставок может отказаться не только "Газпром", но и поставщики СПГ, которые предпочтут переориентировать свой газ на рынки со свободным ценообразованием, уточняет Белова.
С другой стороны, после остановки из-за санкций газопровода "Ямал-Европа" и подрыва "Северных потоков" поставки российского газа в страны Северо-Западной Европы почти остановлены. А именно в эти страны (Германия, Польша, Нидерланды) шел газ по ценам с привязкой к хабу TTF. В страны Южной Европы, куда наш экспорт газа продолжается через Турцию и Украину, он поставляется по смешанным контрактам как с привязкой к биржевым котировкам, так и к ценам на нефть. Например, такие смешанные контракты имеют Венгрия и Молдавия.
По мнению Мельникова, контракты могут быть изменены, то есть привязаны к цене нефти, как делалось раньше либо к внебиржевому рынку, тоже на хабе TTF. Эти котировки также публикуются на европейских биржах. Внебиржевой рынок не покрывается потолком, и, видимо, в случае роста цены туда сместится вся ликвидность, уточняет эксперт.
Хаб TTF в скором времени может стать неликвидным, считает Белова. Биржа ICE, которая проводит торги по TTF, в настоящее время оценивает риски продолжения своей работы с TTF в связи с новыми условиями регулирования. Потому это может потребовать корректировки российских контрактов.
В минэнерго Венгрии уже заявили, что из-за потолка цен на газ придется менять условия некоторых газовых контрактов с Россией. Причем для этого не потребуется согласие Евросоюза.
Принятый уровень предельных цен на газ можно назвать компромиссом между разными членами ЕС и Еврокомиссией (ЕК), которая была инициатором его введения. ЕК предлагала "потолок" на уровне 3000 долларов за тысячу кубометров газа. С другой стороны, отмечалось, что превышение порога стоимости газа на бирже в 700 долларов за тысячу кубометров уже делает использование голубого топлива в Европе нерентабельным для генерации электричества и во многих секторах промышленности, и потолок выше этой отметки теряет всякий смысл.
При этом Мельников считает, что принятый потолок цен нельзя назвать высоким, о чем говорили многие эксперты в период обсуждения его параметров. Это существенно ниже цен на газ в ЕС в марте и августе этого года. Более того, в течение года наверняка заключались форвардные контракты с ценой поставки значительно выше 180 евро за МВт*ч, и как они теперь будут исполняться, не вполне ясно, отмечает он.