20.12.2022 08:09
    Поделиться

    Зачем школьникам ходить на занятия по карьерной грамотности

    Ученики восьмых классов 20 подмосковных школ уже второй месяц готовятся к будущей профессиональной жизни. Речь о программе по карьерной грамотности, которая стартовала в Подмосковье в рамках внеурочной деятельности. Подростки знакомятся с рынком труда и возможными сценариями развития карьеры, узнают профессии и даже немного пробуют себя в них. Программа запущена по инициативе Министерства образования Московской области в рамках проекта "Карта талантов Подмосковья".
    Евгений Лурье
    Евгений Лурье / Пресс-служба "Профилум"

    Зачем это нужно школьникам и кто ведёт уроки, "Российской газете" рассказал директор по продукту платформы профориентации "Профилум" Евгений Лурье. На базе "Профилума" учителя проводят обучение карьерной грамотности, а ученики получают рекомендации по возможным карьерным траекториям.

    Евгений, карьерная грамотность в восьмом классе - не рановато?

    Евгений Лурье: По сути, уже в конце девятого класса все школьники должны принять первое решение, связанное с их будущей профессией. Часть из них пойдет учиться в 10 класс, а значит, нужно выбирать профиль - инженерный, гуманитарный, естественно-научный и т.д. Другая часть - и кстати, таких сегодня больше половины - пойдут в техникум или колледж. Получается, уже в конце девятого класса детям нужно принять фундаментальное решение - к чему лежит душа и чем хотелось бы заниматься дальше в жизни. Но, честно говоря, судя по опыту, для большинства ребят эта тема очень абстрактна. Но вопросы задавать они начинают. Так что восьмой класс - самое время: к концу года дети будут уже достаточно "прогреты", информированы, и в девятом классе будет легче определиться.

    Курс идет в рамках внеурочной деятельности. Дополнительная нагрузка?

    Евгений Лурье: У нас часто путают внеурочную деятельность и факультативы. Давайте поясним: "внеурочка" - это не какие-то дополнительные занятия сверх нормы. Это обязательная деятельность в рамках школьной программы, просто она посвящена не предметным курсам. Воспитание, разговоры о важном, профориентация - все это обязательные элементы школьного образования, на каждое из направлений должно отводиться не менее часа в неделю, в том числе на профориентацию

    Что касается нагрузки. Мы говорим о подготовке ребенка к принятию одного из важных решений в жизни. Час в неделю - разве это много? Это минимум. Тем более все происходит в рамках школьной программы.

    О каких профессиях узнают школьники?

    Евгений Лурье: Одна из основных идей программы - показать всю палитру, рассказать ребятам в целом, "что дают?". Только представьте: по данным исследований, 15-летние подростки знают от силы десять профессий. Десять! Это вообще ничего. Скорее всего, это профессии родителей, бабушек, дедушек, родителей друзей и тех, кого они чаще всего встречают в обычной жизни: учителей, водителей, продавцов, курьеров. Поэтому мы смотрим все основные отрасли экономики - от сельского хозяйства до информационных технологий. Например, для многих школьников профессии в сельском хозяйстве - это до сих пор исключительно комбайнеры и техники. Они и не слышали, что есть специалисты, которые занимаются обработкой спутниковых снимков и анализом данных для того, чтобы регулировать, например, полив, объем удобрений и тп.

    Словом, это очень важная и актуальная тема для современных детей. Конечно, на занятиях все подается в облегченной форме, методом "легких касаний".

    А еще ребята узнают, в чем разница обучения в колледже и в вузе. Удивительно, но в восьмом классе для некоторых следующая ступень образования - это просто продолжение школы. А разница есть - для поступления в колледж не надо сдавать ЕГЭ. Одно дело - получение базового образования. И совсем иное - получение специальности. О том, что на самом деле это совершенно другой уровень и знаний, и ответственности, знают немногие.

    Курс поможет школьнику понять, гуманитарий он или технарь?

    Евгений Лурье: Гуманитарий, технарь… Разделение, которое не дает никакого вообще понимания, что делать дальше? Потому что, для "гуманитариев" очень часто важны технические навыки. И наоборот. Я человек из ИТ, и могу сказать, что гуманитарное образование критически важно для развития этой сферы.

    Курс поможет узнать, как накопленный багаж знаний, умений, увлечений способен трансформироваться в профессию. К восьмому классу у ребят, как правило, уже складываются какие-то хобби, есть любимые занятия. Может быть, это то, чем в будущем можно зарабатывать? С другой стороны, важно пояснить детям, что не любое дело может приносить доход. Хобби может оставаться просто хобби. Для многих молодых людей, как ни странно, это довольно неочевидная мысль. "Я играю на гитаре, значит, я должен на этом зарабатывать". Вовсе нет. Мы должны научить ребят различать, что значимо для будущей профессии, а что нет.

    О профессиях школьникам рассказывают теоретически? Или есть выезды на производства, встречи со специалистами?

    Евгений Лурье: Школа должна организовать встречи школьников с профессионалами, с интересными специалистами по отраслям. И, конечно, поход на "производство" никто не отменял. Учителя, директор, кураторы курса в школе должны уделять этому внимание.

    Кстати, а кто ведет занятия? Кто-то из предметников?

    Евгений Лурье: Ближе всего это учителям обществознания: там есть аспекты, касающиеся и экономики труда, рыночных отношений, и законодательства. По сути, курс карьерной грамотности - это такое "прикладное" обществознание. Может вести занятия и классный руководитель, например, в рамках классного часа.

    Как найти свое дело, когда все очень быстро меняется?

    Евгений Лурье: Первое - начинать заранее. В школе - с обсуждения того, какие в целом есть возможности, насколько они широки. В мире порядка 40 000 профессий, какие-то исчезают, постоянно появляются новые. Школьнику важно знать, что мир разнообразен, что есть масса возможностей, что всегда, в любой сфере есть спрос на классных специалистов. Приведу всего один пример. Все мы видим, как фантастически здорово уже научился рисовать искусственный интеллект - картинам, созданным нейросетью, позавидует иной художник. Совершенно очевидно, что в течение нескольких лет искусственный интеллект заменит какое-то число графических дизайнеров и иллюстраторов. Но вместе с тем появится совершенно новый тип работы: составлять грамотные запросы для той же нейросети, чтобы в итоге получать классные иллюстрации для книгоиздания, например. Совершенно новый тип профессий, который точно будет востребован.

    Второе - знать, что ты можешь освоить множество разных профессий, это посильно и доступно. Сейчас гигантские образовательные возможности для любых возрастов. За несколько месяцев можно получить востребованную профессию, потому что под все новые специальности обязательно открываются курсы.

    Третье - не цепляться за одну единственную возможность. Не зацикливаться на одной профессии. Современный мир развивается стремительно и важно развиваться вместе с ним.

    Поделиться