24.12.2022 05:00
    Поделиться

    Чтобы возить деревенских детей в школу, понадобилась помощь прокуратуры

    Впервые я увидел школьный автобус в американском фильме. Желтый, страшный, он подбирал детей на дороге и вез в свой американский райцентр учиться. Другое дело было у нас: отучился в сельской школе - и бегом домой обедать да делать уроки. А потом - во двор играть в снежную крепость.
    На этой "Газели" в школу каждое утро ездят 11 детей и сопровождающий. Попутчиков брать не разрешается.
    На этой "Газели" в школу каждое утро ездят 11 детей и сопровождающий. Попутчиков брать не разрешается. / Юрий Снегирев

    Но оптимизация дошла и до России. Школы в деревнях позакрывали, и на сельских ухабах появились они - страшные желтые пазики, набитые не только школьниками, но и колхозниками. Не только детям нужно в райцентр.

    Такой автобус был и в средней школе села Юрьево-Девичье Тверской области - по губернаторской программе получили. Автобус был. А водителя не было. Простоял он год возле школьного двора, да и забрали его в другую школу района. Чего попросту ржаветь?

    А как же дети? Ведь школа одна на все сельское поселение, ее должны посещать ребята из деревень Осиновка, Коровино и Орешково. Но никакого транспорта оттуда до обители знаний не предусмотрено, а пешком далековато. Вот и добирались ученики на попутках, а иногда родители в очередь подкидывали. Или, если лето, - на велике, а зимой, если не морозы, - на лыжах. XXI век! Век экологии.

    Но ведь Конституция гарантирует нашим детям доступное образование. Об этом задумалась одна гражданка, да и написала жалобу в Конаковскую межрайонную прокуратуру. Там ее поддержали - "из-за отсутствия перевозок нарушаются права учеников и их законных представителей" - и подали иск на администрацию района в суд.

    Люди в мантиях оперативно отштамповали решение. И тут же у района нашлись деньги на новенькую "Газель NEXT" с оранжевой мигалкой наверху, выдвижной лесенкой для малышей и прожектором над входом. А внутри этого чуда техники, кроме двух огнетушителей и специальных ремней безопасности, еще и громкая связь, четыре видеокамеры и тахограф (это такой "черный ящик", чтобы водитель не перерабатывал или не "халтурил"). А еще система ГЛОНАСС. Красота!

    И водитель сразу нашелся. Ведь нужен особенный - чтоб и категория D (автобус), и стаж, и не пил, и не сидел, и на учете не состоял. Ведь детей везешь, а не картошку. С большим трудом уговорили шофера скорой из местного фельдшерско-акушерского пункта. У него там зарплата 17 тысяч, а тут еще плюс 13 - вроде ничего. Да вот беда: каждое утро надо проходить предрейсовый медосмотр, а фельдшерица его делать не имеет права - нужна специальная лицензия. В итоге отправили ее на пароме через Волгу в райбольницу за сертификатом. И наконец в ноябре новенький школьный автобус заколесил по местным ухабам. (Открою секрет: фельдшерица - жена водителя, так что все в дом.)

    В Тверской губернии дороги хорошие, только если вы не едете в Юрьево-Девичье. Несколько часов молил Бога, чтобы машину не занесло в кювет и я не оставил подвеску прямо на дороге, разбитой лесовозами и тяжеленными КАМАЗами со щебнем из карьера.

    Владимир Воликов совмещает работу на скорой и школьном автобусе. Других водителей просто нет. Фото: Юрий Снегирев

    Журналиста встретила директор школы Ирина Клиновая. Прошли в учительскую. Школа теплая, уютная. 62 ученика, из них 11 - пассажиры нового автобуса.

    - Одна написала жалобу в прокуратуру, а расхлебываем мы все вместе, - рассказывает Ирина Александровна. - А хотите, честно скажу? Эта женщина надеялась, что будет ездить на нашем автобусе к нам в село на работу. Но план ее провалился: в салоне - только дети и сопровождающие. И никого больше!

    Дело со школьным автобусом поставлено серьезно. Мне показывают доверенности от родителей на сопровождение детей. Учителя составили график, кто в какой день забирает и развозит учеников. Страховки, жировки, куча бумаг, в которых я ни бум-бум. Зато все по закону, не придерешься.

    - А можно вашего легендарного водителя увидеть?

    - Сейчас он на выезде по скорой. Как вернется - повезем детей. Там его и увидите.

    А если инфаркт у какой-нибудь местной старушки наложится на конец уроков? Водитель-то один. Или если желтая "Газель" застрянет на проселке?

    - Огромное спасибо за школьный автобус и руководству района, и другим причастным, - продолжает Ирина Александровна. - Но весной как на этом автобусе ехать по жидкой колее? Там и пешком не пройдешь! Может, сначала надо было дороги сделать?

    Вопрос, конечно, интересный. На Центральную улицу села не так давно положили асфальта аж на 280 миллионов. Но, скорее всего, в него вместо щебня добавляли сахар - по весне асфальт словно растаял. Подвеска моей машины подтвердит.

    Пока ждали водителя, директор провела экскурсию по школе. В коридоре увидел необычную картину: повешена доска, стол учителя, напротив - ученический стол.

    - А это у нас девочка из Украины учится, она сейчас болеет.

    - А почему отдельно? Карантин или одноклассники шпыняют?

    - Да вы что? Просто она у нас одна в 11-м классе. Очень смышленая девочка, мы все ее любим. Кстати, тоже пользуется автобусом.

    В окно я увидел его - школьный автобус. Рядом протирал лобовое стекло водитель. На этот раз он успел как раз к последнему уроку.

    Владимир Воликов - просто ангел-хранитель: и жизни спасает, и детишек возит. Как все успевает?

    - Раньше "Икарус" водил. Пожалуй, я единственный на селе, кто такой машиной управлял, - рассказывает Владимир.

    Коренастый мужичок. Неулыбчивый. Говорит только по делу.

    - Зарплаты в Твери от 40 тысяч. Но тут дом, семья, вот я и повелся. Хорошо, машина новенькая, даже попона на радиатор в комплекте была, ничего из линолеума вырезать не пришлось. Тут же дизель, а он тепло любит.

    "Газель" еще на обкатке. На спидометре - 1677 км. Резина шипованная. Даже диспенсер с антибактериальным гелем на входе установлен. Сказка, а не машина. А в медицинской жизни Володя ездит на "таблетке" - УАЗе, микроавтобусе с полным приводом. Там совсем другой комфорт, зато и проходимость другая. Но детей на "таблетке" возить нельзя. Весной дорожная проблема неизбежно всплывет, считает он. Как асфальт на улице Центральной. А пока...

    - Дети! Встали перед входом! Построились! Сейчас начинаем погрузку. Во время рейса не разговаривать, не отвлекать водителя, - инструктировала учительница литературы, которой сегодня выпала доля сопровождающей.

    Я сам распахнул дверь, а Ильдар из пятого класса выдвинул посадочный трап. Потом учительница лично пристегнула каждого школьника, села рядом с Володей, и я помахал на прощание счастливым детишкам. Полчаса - и они дома. Так прописано в ГОСТе. Если "Газель" не застрянет.

    "Зимой еще ладно, а как таять начнет? Так что за школьный автобус, конечно, спасибо, но как на нем весной проехать там, где и пешком-то не пройдешь!? Может, сначала надо было дороги сделать?" - говорит директор школы. Фото: Юрий Снегирев

    Я остался со странными чувствами. Даже думами. Вот почему у нас, чтобы что-то работало как надо, надо обращаться в прокуратуру, суд, даже к президенту? Ну почему изначально нельзя работать как следует? Класть асфальт на совесть, возводить дома по ГОСТу, учить детей, не оглядываясь на школьный автобус? И конечно, не воровать. И пусть та женщина, которая пыталась убить сразу двух зайцев, осталась в пролете, но она, черт возьми, права. Мы все платим налоги. И вправе требовать то, что гарантирует Конституция. Разве не так? Но вот почему все нужно делать, преодолевая сопротивление? Кто тут виноват? Нерадивые чиновники? Наша апатия или звезды над Россией так сошлись?

    Поделиться