В Приморской галерее рассказали, как организовали выставку картин Ильи Репина

В Приморской государственной картинной галерее проходит масштабная выставка "Репин. Далекое близкое". Больше 80 работ художника привезли во Владивосток из Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и других городов. Как признается директор галереи Алена Даценко, ей до сих пор не верится, что задуманный два года назад проект получился.
Алена Даценко: Любая задумка реальна, мы готовы работать для горожан и дальше
Алена Даценко: Любая задумка реальна, мы готовы работать для горожан и дальше / Из архива Алены Даценко

Алена Алексеевна, как появилась идея организовать выставку?

Алена Даценко: В 2019 году исполнилось 175 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина. Такие даты всегда отмечаются центральными музеями. Выставки его работ прошли в Третьяковской галерее, Русском музее, затем в галереях Парижа и Хельсинки. После возвращения картинам обязательно нужно "отдохнуть", поэтому мы задумали привезти их к нам в 2022 году. Стали обсуждать работы, которые хотели бы представить, понимая, что доставить, например, "Садко" или другие большие полотна не сможем: это сложно и дорого.

Картины выбирали в каталогах выставок, выпущенных Русским музеем и Третьяковкой: экспозиция должна выстраиваться хронологически и затрагивать все темы, которых касался художник, - историческую, крестьянскую, революционную. Конечно, мы хотели показать портреты - Репин был величайшим портретистом своего времени.

Затем стали вести переписку с музеями. В нашей выставке участвуют полотна из десяти музеев и Научного архива Российской академии художеств. Изначально список был больше, но со всеми договориться не удалось.

Почему?

Алена Даценко: Мы хотели видеть у себя знаковые вещи, например, картину "Нищая" раннего, французского, периода художника. Ее планировал купить для своей коллекции Павел Третьяков. Но его опередил сибирский купец Владимир Сукачев, чье имя сегодня носит Иркутский областной художественный музей. Дома эта картина не была почти два года, немного подумав, мы все-таки решили ее попросить. Директор музея Наталья Сергеевна Сысоева после обсуждения с коллегами пошла нам навстречу.

Знаю по себе, когда ты получаешь такое письмо, сразу напрягаешься: что это за музей, чего он хочет. У кого-то мы просили портрет, но нам настойчиво предлагали этюды. Мы отказались: этюды, причем к знаменитым картинам "Запорожцы" и "Иван Грозный и сын его Иван", у нас уже были.

Многое строится на личных связях. Русский музей и Музей-усадьба Репина "Пенаты" (филиал Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств) предоставили очень много экспонатов, хотя там нас уверяли, что почти никогда их не дают. На это часто сложно решиться: работы, находящиеся в основной экспозиции, вплетены в канву экскурсий.

Как смогли уговорить?

Алена Даценко: Директор Научно-исследовательского музея Алексей Юрьевич Мудров заверил: "Я не против, но поговорите еще с хранителем". Хранителя "Пенат" Веру Евгеньевну Ловягину я не знала. Позвонила ей и по голосу поняла: этот человек живет интересами своего учреждения. Я объясняла, что для нас такая выставка очень важна, потому что мы находимся далеко, многие жители Дальнего Востока годами не выезжают в западную часть страны, мы не избалованы большими культурными событиями. Сказала, что сама приеду к ней, когда буду в отпуске с семьей в Санкт-Петербурге. Выслушав, хранитель согласилась.

Летом с супругом отправилась в "Пенаты". Во время экскурсии Вера Евгеньева спросила: "Так какие же вещи вы хотите?". В столовой, где стоит знаменитый круглый стол, вокруг которого собиралась семья и гости Репина, висели портреты дочерей Веры и Нади и второй супруги Наталии Нордман. Ответила - их. Хранитель сказала: "Хорошо". Пошли дальше. На втором этаже, в мастерской, прямо по центру на мольберте стоял последний автопортрет Репина, на котором изображен сидящий в кресле старик в ветхой спортивной шапочке. На зрителя смотрит лицо измученного одинокого человека. Фантастическая работа, отражающая сложное время в жизни художника. Нам так хотелось сделать ее финальной точкой экспозиции! В общем, я попросила. Вера Евгеньевна замешкалась, но после паузы все-таки произнесла: "Хорошо, дадим".

В мастерской я увидела большой эскиз к картине "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения". Конечно, нам хотелось ее показать и рассказать о последней масштабной работе Репина, которая хранится в Русском музее. Но я понимала: если его забрать, разрушится вся экспозиция мастерской. И все-таки тихонько проговорила: "Еще эскиз бы…". Услышав, муж прошептал мне на ухо: "Не наглей". А Вера Евгеньевна, видимо, что-то предчувствуя, опередила меня и предложила портрет Льва Николаевича Толстого. Созданный после смерти писателя, он не похож на другие его изображения, на нем как будто запечатлен образ святого. А я подумала, что он, пожалуй, интереснее эскиза. Великий русский художник оставил более 20 портретов великого русского писателя, набросков и эскизов к ним. Считается, что именно Репин создал визуальный образ Толстого, который сейчас присутствует в головах современного человека.

В 2019 году Приморская картинная галерея представила работу знаменитого Сандро Боттичелли "Мадонна делла Лоджиа" из собрания галерей Уффици, чем по-настоящему поразила горожан. Как вам это удалось?

Алена Даценко: Это была удивительная история. Недавно мы ее вспоминали, и я сказала: если бы мне несколькими годами раньше сообщили, что она случится, посмеялась бы.

Все началось со знакомства с итальянскими коллегами на Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Они работали в компании, которая занимается организацией выставок. На тот момент в России фирма сотрудничала только с Государственным Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Однако оказалось, что итальянцы знают Владивосток как город, где проходит Восточный экономический форум.

Вскоре они прислали предложения. Помню, мы смотрели презентацию и нервно переглядывались: "Иоанн Креститель" Караваджо, "Мадонна с младенцем" Беллини, "Мадонна делла Лоджиа" Боттичелли… А мы точно не спим? В результате решили, что должны показать одну картину знаменитого художника из знаменитого музея (это обычная практика - выставка одного шедевра). Выбор пал на Боттичелли и Уффици.

Подготовка к выставке длилась два года, потому что нам нужна была серьезная финансовая поддержка - больше 25 миллионов рублей. Сумму обозначила итальянская компания, учитывая все нюансы.

"Мадонна" прилетела во Владивосток, когда город накрыл тайфун. Сильный дождь зарядил с вечера, а к утру площадь перед аэропортом затопило, люди шли к зданию по щиколотку в воде. Всю ночь я не спала, думала, что самолет приземлится, сопровождающий из галереи Уффици увидит происходящее, скажет: "Куда мы привезли Боттичелли?" и уедет вместе с ним обратно. И только когда мои сотрудники прислали видео, на котором груз забирает охрана, я выдохнула. А в то, что все происходит в реальности, поверила, когда в галерею встречать Боттичелли приехали глава посольства Италии в России, которое нас поддержало, и директор Уффици Айке Шмидт.

Этот проект показал нам, что все реально, и теперь мы готовы работать для горожан и дальше.

Возможно, однажды привезем во Владивосток репинских "Бурлаков на Волге", чего не получилось в этот раз.