21.12.2022 13:13
    Поделиться

    В канун Нового года корреспондент "РГ" побывала в Доме ребенка за колючей проволокой

    Исправительная колония N 15 УФСИН России по Самарской области - учреждение для осужденных женщин, в том числе беременных и с детьми до трех лет. Это единственная колония в Среднем Поволжье, где есть Дом ребенка. И именно здесь в 2016 году стартовал уникальный для России проект совместного проживания матери и ребенка. Корреспондент "РГ" побывала в особом Доме в преддверии Нового года.
    Пресс-служба УФСИН по Самарской области

    Детский пятачок

    За общим забором колонии - еще забор, но проходишь через калитку и попадаешь в зону детских горок, колясок, шумных игр и тихого часа. О тюрьме, что рядом, если ты маленького роста и не можешь заглянуть поверх изгороди, ничто не напоминает.

    Встречает нас Виктор Харьков, начальник Дома ребенка, который является филиалом МСЧ, то есть строго по "уставу" заведением медицинским. Достаточно сказать, что четверть малышей здесь рождены от ВИЧ-инфицированных мам, да и других проблем со здоровьем тоже хватает. Но по жизни Дом ребенка решает много разных задач - педагогическую, психологическую, воспитательную, хозяйственную и даже праздничную. Именно в эти дни тут, за колючей проволокой, вовсю развешивают гирлянды огней, идет подготовка к новогодним праздникам. Несмотря на юный возраст воспитанников в Дом к ним придут и Дед Мороз, и Снегурочка. А в роли снежинок и прочих нимф выступят мамочки (называют их здесь только так нежно).

    Малышей в этом детсаду за колючей проволокой сегодня 28 человек. С мамами они могут находиться от рождения до трех лет или чуть дольше, если женщина ожидает освобождения. Если маме еще срок не пришел, подросших детей забирают либо родственники осужденных, либо их отправляют в детдом, откуда потом они смогут воссоединиться с мамой. Отцов практически ни у кого из них здесь нет, в сей графе значится прочерк.

    И если миссию любить пытаются вернуть оступившимся женщинам, то роль заботливого папы однозначно берут на себя система ФСИН и благотворители.

    Теплый не только пол

    Так, в ИК-15 для детей созданы все необходимые условия. В комнатах живут по 1-2 женщины с малышами. Кроватки с яркими одеялами и игрушками, маленькие столики и стульчики с книжками и раскрасками, коврики на полу, рисунки на стенах - максимально возможный уют. В ванной есть даже крошечный умывальник, чтобы маленький человек не взбирался на табурет, как это делают домашние дети.

    Кроме жилых в здании есть помещения для личной гигиены, гардеробная, столовая и кухня, оснащенные бытовой техникой. Есть отличные коляски, современная детская площадка перед зданием и игровые зоны с теплыми полами внутри него. А еще - комната психофизиологической разгрузки, где расстроенный малыш при помощи психолога может успокоить нервы и прокачать свои когнитивные способности. На мгновенье даже позавидовала: не всякий муниципальный садик обладает таким набором возможностей. Но тут же осеклась, здесь невозможно главное - свобода... Хорошо, что дети до трех лет еще этого не понимают.

    В лучшее верится не только под Рождество

    Пока детки учат роли к новогоднему празднику. Чтобы задействовать в нем и всех мамочек, которые все как одна хотят блистать на сцене, в спектакль, будь то Колобок или Муха-Цокотуха, музыкальный работник добавляет новых персонажей. А потом каждому придумывают и шьют сценический костюм.

    - Подарки будут обязательно, и сладкие, и развивающие, - с уверенностью Деда Мороза говорит Виктор Харьков. - С этим нам всегда помогают спонсоры, хотя и государственные ассигнования на ребенка тут хорошие - более четырех тысяч рублей в месяц. К примеру, вот эта игровая площадка за окном стоимостью более 650 тысяч оплачена фондом "Протяни руку". Они же поддерживают женщин и после освобождения: каждая мама получает рюкзачок с необходимыми для ребенка вещами, коляску, переноску и телефон с оплаченной на первое время сим-картой.

    Срабатывает ли на все сто методика "исправления любовью к собственному чаду"? Не всегда. Случается, что, покинув колонию, женщина спешит избавиться от малыша, подбрасывает его бабушке или вовсе оставляет в лесу. Но воспитатели и медики (нянечками и работницами тут часто трудятся обученные сиделицы. - Прим. ред.) уверены, что в целом гуманизация приносит пользу не только "неосиротевшему" ребенку, но и его маме. А потому в системе ФСИН по стране работает 13 таких Домов ребенка. Хотя число формально и несчастливое, оно явно служит добру и сохраняет человека в человеке.

    - Нахождение матери со своим ребенком с самого рождения очень важно. Женщины должны осознавать всю ответственность материнства. Оказавшись в неволе, матери не отказываются от своих детей. "Совместное проживание оказывает позитивное влияние как на развитие малыша, так и на женщину, которой предоставлена возможность социально адаптироваться, почувствовать ответственность, проявить заботу о своем ребенке", - говорит Виктор Харьков, а ему можно верить, ведь он возглавляет заведение практически с того самого дня, когда здесь начался эксперимент совместного проживания мамы и ребенка.

    Ложка дегтя

    - Когда не было санитарных нормативов на каждого жильца, у нас мест всем мамам и малышам в отдельных комнатах хватало. Но теперь мы обязаны обеспечить им простор - три квадратных метра на женщину и четыре - на малыша. Стало быть, некоторым приходится ждать, - констатирует директор. А мне так и хотелось крикнуть: "Лучше уж чуток подвинуться, но разделить комфорт на всех". Но правила есть правила, а чудеса - они только в рождественских сказках.

    Поделиться