Сложно найти человека, который бы не любил Гоголя. Его удивительные "Мертвые души" с тонко выписанными персонажами, страшный "Вий" с молодым бурсаком Хомой Брутом, трогательный и смешной Акакий Акакиевич Башмачкин из "Шинели" и, конечно, анекдотичный "Ревизор". Отдельные высказывания из пьесы в буквальном смысле разобрали на цитаты и пользуются ими до сих пор. Мы представляем себе персонажей по фильмам и театральным постановкам. И когда Театр кукол Карелии заявил о премьере "Ревизора", появилось сомнение: а можно ли? Оказывается, можно.
Спектакль захватывает с первой минуты и не отпускает до последней. Просто не оторвать глаз от масок, выполненных чуть ли не в половину роста человека. На сцене предстает картина с перекошенной рамой, в которой действуют главные герои, то ли сошедшие со страниц карикатуриста, то ли вырвавшиеся из кошмарных снов. Как считают в самом театре, для постановок по произведениям Гоголя театр кукол - огромный ресурс. Его тексты полны зримой фантасмагории, которая человеку на сцене не всегда доступна. Но кукла, в отличие от человека, может все.
Маски придумала известная художница из Белоруссии Татьяна Нерсисян, лауреат премии "Золотая маска". Она превратила персонажей "Ревизора" в огромных кукол, сделала пьесу Гоголя визуально смешной. Нарушенные пропорции, гипертрофированные черты создают характеры главных героев зримыми.
Спектакль поставил еще один представитель Белруссии - режиссер Игорь Казаков. Он лауреат многих международных конкурсов, трехкратный лауреат Национальной премии Республики Беларусь. По его словам, комедия - сложный жанр. И необходимо так сделать спектакль, чтобы было смешно, но не вульгарно.
-?Гоголь умудряется в одном произведении смешать тонкие и грубые краски, свободно перемещаться от мягкой иронии до желчной сатиры. Мы делаем спектакль на сочетании смешного и немножко страшного. Гоголевская история вообще построена на страхе. Он толкает людей на необдуманные и нелепые поступки, - считает Игорь Казаков. - Городничий в конце пьесы восклицает: "Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!" Мы тоже пытаемся посмеяться над собой: над нашей узколобостью, мещанством, над пороками.
И маски в спектакле вполне уместны. Каждая имеет собственную, только ей присущую эмоцию. И поэтому в последней финальной сцене все персонажи замирают с той самой эмоцией, с которой играют весь спектакль. Кстати, и актерам приходится применять немало усилий, чтобы выглядеть естественно в маске, в том числе передвигаться по перекошенной сцене.
Эксперты национальной премии "Золотая маска" выдвинули постановку "Ревизор" Театра кукол Карелии сразу в четырех номинациях: спектакль, работа режиссера, художника и актеров: Родион Михно - Хлестаков, Олег Романов - Городничий.
В течение года два экспертных совета "Золотой маски" посмотрели в театрах и на видео 1046 спектаклей, премьеры которых состоялись в Москве, Санкт-Петербурге и в более чем 130 городах России. Для этого экспертам в том числе понадобилось совершить 649 командировок.