Ваш филиал всегда уделял серьезное внимание подготовке специалистов - врачей, ординаторов, аспирантов. Вы первыми в стране открыли "ВетЛаб" для обучения хирургов-офтальмологов. Насколько успешен оказался формат?
Эрнест Бойко: Статистика говорит сама за себя: за 20 лет мы подготовили более двух тысяч специалистов из РФ, СНГ и других стран. Что касается России, то к нам приезжают - отовсюду, от Мурманска до Камчатки. И, что радует больше всего, это молодежь с горящими глазами, которая хочет и научиться современным технологиям, и создавать новое. Доктора у нас учатся не только на специальном хирургическом симуляторе, позволяющем отточить методику высочайшей точности, но и выполняют реальные операции на глазах "лабораторных" животных.
Давайте сразу уточним: обучение платное или бесплатное?
Эрнест Бойко: Есть как бесплатные обучающие программы, так и платные. Но мало кто из медиков оплачивает курс лично. В основном приезжают по направлениям от медицинских учреждений. У нас есть также обучение преподавателей вузов (по квотам).
Программы очные или можно обучаться заочно?
Эрнест Бойко: Пандемия скорректировала формат. Лекционные недели теперь могут проходить и онлайн. Но обязательно часть обучения будет очная. Без этого невозможно подготовить специалиста.
Как используете телемедицину?
Эрнест Бойко: Что касается консультаций пациентов - то нет, не используем. Есть ограничения - юридические, организационные. А вот в системе "врач - врач" работаем активно. Регулярно консультируем коллег по наиболее сложным случаям. Считаем это нормальным: в каком-нибудь небольшом городе пациент с такой-то ситуацией - редкость, а у нас - похожих сотни и тысячи.
Точное число консультаций не назову. Оно велико. Ведь учесть можно только консультации, которые проходят через специальные системы и фиксируются в Минздраве. Но коллеги часто обращаются напрямую - через мобильные устройства.
Вернемся к "ВетЛабу". С течением времени меняются и предлагаемые программы?
Эрнест Бойко: Остались простые программы, азы. Но сейчас мы уже переходим на обучение алгоритму действий в сложных случаях. Показываем, как рассчитать мультифокальные линзы. Имплантация таких линз в глаз позволяет избавиться от очков навсегда. То есть они будут корректировать зрение, даже когда начнется развитие старческой дальнозоркости. Очень важно сделать правильный расчет, чтобы попасть в "десятку". Это не так просто. Неточность и у пациента будет не идеальное зрение, а, скажем, минус одна диоптрия. Не страшно, конечно, но полного удовлетворения от операции может у него не наступить. Рассчитываем на трех суперсовременных приборах, у каждого из которых есть свои особенности, и окончательное решение принимаем на основе показаний всех трех. Так вот: на "ВетЛаб-продвинутый" учим расчетам и как избежать осложнений в сложных случаях, что можно сделать для их нивелирования непосредственно во время операции, что делать, если хрусталик "болтается" в глазу, не хватает силы связочного аппарата пациента, и прочим тонкостям. Мы имеем на это право: к нам стекаются тяжелые случаи.
Последние годы стал популярен "ВетЛаб" по хирургии сетчатки стекловидного тела.
Проводим циклы повышения квалификации по лазерной офтальмологии. Их два уровня. Первый, базисный, ведем совместно с Северо-Западным государственным медицинским университетом имени И. И.?Мечникова. Второй, продвинутый - для тех, кто хочет оттачивать мастерство.
К юбилею (в этом году мы отмечаем двойной юбилей: 95 лет со дня рождения Святослава Федорова и 35 лет создания петербургского филиала МНТК) открыли курсы по офтальмоонкологии, пластической хирургии, воспалительным заболеваниям глаз.
Можно не сомневаться, что молодежь, обучающаяся у вас, будет предлагать и свои разработки...
Эрнест Бойко: Разумеется. Уж не помню, сколько на нашей базе защищено диссертаций и предложено методик. Вот последний пример. Молодой ученый занялся вопросом твердости хрусталика и представил нам работу, в которой сравнивал методы имеющиеся и предлагал задел на будущее. Вообще очень много "молодежных тем" посвящено именно диагностике. Например, диагностике мультимодальной. В чем ее суть? Появляются новые диагностические методы, новое оборудование, и когда их объединяешь, то получаешь принципиально новый уровень диагностики - более точный. С помощью молодежи мы на днях консультировали пациента. Сложный случай: у человека тяжелая травма на единственном глазу, макулярный разрыв (макула - это центр сетчатки).
Так молодые специалисты разложили буквально по полочкам все аспекты состояния глаза пациента, в том числе выяснили с точностью до микрона поля зрения. На основании их заключений было принято решение, что делать операцию именно сейчас - опасно. Будем наблюдать за его состоянием, и если оно ухудшится - снова поставим вопрос о необходимости вмешательства.
Молодежь, надо сказать, все очень быстро схватывает. Блестяще владеют современными методами диагностики на суперсовременном оборудовании. Сейчас, к примеру, аппаратура позволяет увидеть не только карту глазного дна, но и показатели чувствительности каждой его точки. В моей профессиональной молодости о таком и не мечтали. То, что сейчас, - поистине космос.
Отмечу: все оборудование, которое закупает филиал, - самое лучшее, и очень многое из того, что имеем, - штучно не только для России, но и для западных стран. То есть не каждая даже крупная западная клиника таким оборудованием может похвастаться. Курс на качественное оборудование - тоже от Святослава Федорова. Как он говорил: "Хотите высадить елку во дворе? Высаживайте, но она должна быть самой лучшей".
Во время обучения присматриваете будущих врачей для филиала?
Эрнест Бойко: Такие случаи были, но не являются нашей целью. Наша цель: обучить врачей, чтобы они смогли оказывать самую современную офтальмологическую помощь на местах.
По каким направлениям идет развитие филиала?
Эрнест Бойко: Петербургский филиал МНТК - серьезная научная организация, в которой работают пять докторов медицинских наук и более двадцати - кандидатов. Развиваемся по всем направлениям, по некоторым - до мирового приоритета (прежде всего по лазерным технологиям). Начали развивать, как уже говорил, офтальмоонкологию - и в плане термотерапии, и фотодинамической терапии, и пластики. Самое главное: если раньше при онкозаболевании речь зачастую шла об удалении глаза, то теперь мы сохраняем зрение пациента. Что касается витреоретинальной хирургии (то есть внутриглазной хирургии), то развиваем пересадки пигментного эпителия, сетчатки, делаем упор на четырехмерную хирургию.
И, конечно, наш "конек" - лазерная хирургия. Более половины операций проводим с помощью лазера. Вообще каждый филиал имеет свои особенности. Например, Калужский больше развивает детское направление. Мы - лазерную рефракционную хирургию. У нас каждый рефракционный хирург выполняет порядка трех тысяч вмешательств в год! Мы подсчитали: входим в пятерку клиник мира, делающих самое большое количество операций с помощью лазера. В нашем филиале, как вы знаете, есть единственный на Северо-Западе фемтосекундный лазер, в котором применяются уже 7D-технологии. И этот лазер мы активно используем без выходных.
Технологии технологиями, но я всегда поражаюсь, насколько исключительно слаженно в филиале работают все службы...
Эрнест Бойко: Знаете, еще Николай Пирогов говорил, что результаты в хирургии определяет организация! Современным языком: необходим менеджмент качества на всех этапах - от гардероба до операционной, чтобы пациент был полностью удовлетворен всеми аспектами лечения. У нас вся логистика выстроена таким образом, что пациенту не требуется ждать под дверьми осмотра или обследования, а большинство хирургических операций занимают всего семь-пятнадцать минут. И мы готовы делиться с коллегами и таким опытом.
В петербургском филиале стали рутинными и операции по коррекции близорукости и минус 30 диоптрий, и лечение возрастной макулярной дегенерации с помощью пересадки клеток пигментного эпителия самого пациента, и "внутриглазные очки", и пересадки роговицы... Офтальмология идет семимильными шагами. Будет ли осуществлена трансплантация глаза?
Эрнест Бойко: Любое разумное фантастическое предположение рано или поздно становится реальностью. Уже есть определенные наработки, которые говорят: вырастить глаз - можно, но пока они используются для изучение влияния лекарств, например генетических препаратов, на глаз. Огромные перспективы в выращивании тканей роговицы и пигментного эпителия.
Но вместе с тем мы сталкиваемся с тем, что на местах не всегда могут оказать куда более простой объем помощи. Именно поэтому наши специалисты выезжают в командировки в различные регионы и на благотворительной основе консультируют пациентов.
Также наши сотрудники сейчас практически постоянно находятся в зоне СВО и помогают раненым и больным офтальмологического профиля.
Мы периодически приглашаем к нам на полное обследование ребят из школы-интерната во Мге (Ленобласть). Даем рекомендации, а при необходимости - проводим хирургические вмешательства.