- Назвать всплеском я это не могу, но каждый год фиксируем стабильный прирост в 2-3 тысячи заявлений от граждан без статуса ИП, - говорит заместитель председателя Арбитражного суда Свердловской области Светлана Сушкова.
Как правило, личные банкротства инициируют сами должники, лишь в 3,9 процента случаях это делают кредиторы, в 1,1 процента - налоговая служба. Если вычесть из статистики директоров, учредителей и акционеров компаний, привлекаемых к субсидиарной ответственности, основная причина попадания в долговую яму - резкое снижение доходов и финансовая безграмотность. Казалось бы, почему так много денежных фиаско, ведь более половины из 924 тысяч респондентов, которых в прошлом году опросил региональный центр финансовой грамотности (РЦФГ), посчитали себя вполне компетентными?
- Это довольно опасный маркер: значит, нет потребности узнавать больше. Поэтому исследование, скорее, было направлено на изучение не восприятия, а поведения, - поясняет директор РЦФГ Свердловской области Алена Оболенская. - В следующем году планируем подключить инструментально-лабораторный метод в фокус-группах.
Участникам исследования задавали различные практические вопросы: что вы сделаете со свободными 1,5 миллиона рублей, будете ли покупать привычные продукты, если цены на них увеличатся в два раза, как и ваш доход? Мониторинг показал, что наибольшая доля финансово осведомленных - среди людей с высшим образованием и предпринимателей, хуже всех ориентируются в этих вопросах пожилые и безработные. Интересно, что граждане со средним достатком (31-65 тысяч рублей) уверены, что полученные ими знания не помогают принимать решения о сделках, а вот среди малоимущих и богатых превалирует обратная точка зрения.
То, что знать и уметь применять, - разные вещи, понимают и в Минфине РФ, и в Банке России: там разработали стратегию развития финансового рынка до 2030 года, частью которой станет проект повышения финансовой культуры в стране. Понятие расширяют сознательно: это уже не просто просвещение, а формирование модели безопасного поведения. Программы повышения финграмотности приняло большинство российских субъектов, в следующем году у них появятся "Личные кабинеты" на портале "Мои финансы". Кроме того, вышел каталог "Лучших практик регионов-2022", куда вошло 116 проектов.
Среди них девять из УрФО. К примеру, межведомственный проект "Социальный интеллект" для малоимущих Зауралья: их бесплатно обучают тому, как составить резюме, презентовать себя на собеседовании, также проводятся финансово-психологические тренинги, помогающие выбраться из бедности. В школах Свердловской области существует "Финансовый спецназ", а по телевизору перед Новым годом транслируется "Финансовая телеЁлка", только в прошлом году прямые эфиры посмотрели 23,5 тысячи человек. В Челябинской области популярен "Финансовый Айболит": команда волонтеров играет со школьниками в "Донаты", "Спасение города", "Финансовые приключения".
- Мы должны иметь систему, которая постоянно развивалась бы, реагируя на новые вызовы и запросы. В 2023-м нам нужно перестроить работу федеральных методцентров: в каждом школьном звене появится минимум один педагог-наставник, который передает знания другим, - делится планами заместитель министра финансов РФ Михаил Котюков.
Также, по его словам, нужно искать каналы информации, к которым восприимчивы люди разных возрастов. Так, самых маленьких учат обращаться с деньгами герои мультфильмов "Простоквашино" и "Смешарики", а с молодежью будут разговаривать языком блогеров и подкастов.
Михаил Мамута, руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России:
- Повысить благосостояние общества можно при наличии двух условий: понимание граждан, как пользоваться финансовыми услугами и институтами, и совершенствование механизмов защиты потребителя. Чтобы он вел себя осознанно, разбирался, чем кредитование отличается от страхования, чувствовал опасность мошеннических схем. За последние годы на фондовый рынок вышло 27 миллионов россиян. Мы, с одной стороны, рады такому росту, с другой стороны, знания и навыки частных инвесторов не успевают за темпом развития рынка. Наиболее уязвимы незащищенные категории населения, они часто ищут высокую доходность, не понимая, что это сопряжено с риском.