Вторая часть франшизы Джеймса Кэмерона взорвала планету

В чем сила, брат? В фантазии - отвечает режиссер Джеймс Кэмерон и спустя тринадцать лет после открытия Пандоры вновь погружает зрителей в сфантазированный им мир так, что, по свидетельству критиков, приходится одергивать себя, напоминая, что это не реальность.

Сиквел "Аватар. Путь воды" на экранах планеты. Кроме США, его крупнейшими рынками оказались Китай, Индия, Южная Корея, Франция, Германия, за первые дни собрано более 500 миллионов долларов. Он даже выходит в отдельных городах России в пока непонятно каком качестве на пиратских копиях. В мировой прессе доминирует мнение, что это ни в коем случае не повторение пройденного - это прорыв в новое качество кино, с каким мы еще не встречались.

После кровавых битв обитателей Пандоры с земными оккупантами агрессоры взяли паузу, чтобы учесть причины поражения, подкопить сил, возродиться в обличье аватаров, обретя их рост, силу и быстроту, - и вернуться на Пандору. Тем временем Джейк Салли обзавелся семьей, и первые кадры сиквела полны безмятежного счастья на прекрасной планете среди подросших детишек и дружественной природы. Но в небе уже зажглась кровавая звезда: летят полчища механических чудищ, сотворенных людьми, чтобы разрушать, жечь и убивать. Земляне возвращаются на Пандору - отхватить там новые территории, уничтожить обеспечивающую жизнь инфраструктуру, а главное - ликвидировать "главаря" Джейка Салли. А проще говоря, возродившийся в теле аватара и ставший подобным обитателям Пандоры полковник Куорич хочет отомстить морпеху за "предательство" и свое поражение.

Наскоро напомнив обстоятельства действия, трехчасовой сиквел переходит к главному сюжету. Понимая, что против армады "небесных людей" он бессилен, Джейк решает с семьей перебраться в другую часть Пандоры - к племенам Меткаина, обитающих на океанических островах в дружбе с водными стихиями. Если в первой части мы наслаждались воздушными трюками, полетами над пропастями среди висячих скал, диковинных птиц, порхающих медуз и стремительных звероящеров, теперь головокружительная акробатика переносится в океанские пучины, и здесь художники дают волю фантазии, способной любого скептика повалить на обе лопатки. Режиссер использует новаторские, специально для фильма разработанные технологии 3D, экспериментирует с частотой кадров, но при это менее всего похож на коммерсанта, прикидывающего, чем еще взять будущего клиента. Он - и это его главный секрет - сохраняет детский азарт художника, вторгнувшегося в неведомое пространство и его неутомимо исследующего. Можно спорить о вкусах, скептически оценивать хвосты у героев или их дикарскую раскраску, но это мир Кэмерона, он не обязан следовать нашим предпочтениям - наше право принять его или нет.

Но большинство скептиков быстро сдаются. Высоченные гибкие фигуры с пронзительно человеческим взглядом становятся нам родными, мы вместе с ними страдаем, за них боимся, ими восхищаемся. А что тут такого - разве не переживали мы за олененка Бэмби, не презирали злую волшебницу Мачеху у раннего Диснея, не любили не существующих в природе гномов? Это магия таланта - заставить нас поверить в придуманный мир. Потому что в нем отразились все те же земные мотивы преступлений и наказаний, отцов и детей, горя от ума… Новый "Аватар" включил в себя все эти мотивы, стянув под крыло фантастической фабулы еще и "Титаник", "Терминатор" и, конечно, "Бездну". "Словно Кэмерон решил окончательно переселиться на Пандору, взяв с собой все самое дорогое", - предположил критик Брайан Таллерико.

Водное племя, приняв "понаехавших" хмуро, в конечном итоге оттаивает. Его предводитель Тоновари, следуя традициям чести, берет пришельцев под свое покровительство, но земляне, выследив беглецов, приступят к уничтожению мирных селений Меткаина. На чьей стороне автор фильма, можно не объяснять - это и после первого "Аватара" вызвало поток гневных обвинений в предательстве интересов человечества в пользу сизых хвостатых. С тем же успехом можно обвинять в нехватке патриотизма Гулливера, нашедшего больше человечности в жизнеустройстве гуигнгнмов, чем в родной Англии. Картина Кэмерона, при всей ее невероятной зрелищности, воспринимается как развернутая метафора современного мира с его явной тенденцией к утрате завоеваний и ценностей гуманизма.

Океаны давно приковали внимание режиссера. Еще приступая к "Титанику", он привлек советское судно "Академик Келдыш" с его подводным снаряжением к разведывательным экскурсиям в глубины Атлантики к останкам лайнера. К водным просторам он потом возвращался снова и снова: его тревожило их экологическое состояние под натиском цивилизации. И теперь он дает себе волю, вместе со зрителями гарцуя верхом на фантастических морских тварях, проникая даже в их разверстые пасти, в их фосфоресцирующее чрево. Те, кто готовы вслед за ним вернуться в счастливое детство, когда в полете воображения всё становится возможным, будут наслаждаться прозрачностью вод, ревом волн и сверканием брызг, учиться вместе с героями надолго задерживать дыхание и находить братьев по одиночеству среди тоскующих китообразных. Тем более, что изображение на экранах IMAX, говорят, вплотную приблизилось к эффектам виртуальной реальности. Это как Диснейленд, который, не побывав, не оценишь. Смотри фотографии и видео на мобильнике хоть до посинения - не поймешь, что это. Только личный опыт.

Фото: kinopoisk.ru

По сравнению с первой частью сиквел богаче сюжетными линиями - они ветвятся, число главных героев множится, теперь к поединку Джейк - Куорич присоединяются Паук - метис-полукровка с лицом человека (в этой роли 18-летний Джек Чемпион), сыновья Джейка и враждующие с ними подростки Меткаина, лидер водного племени с его подозрительной супругой (Кэйт Уинслет), а также дочка погибшей Кири, которой вечно грезится мать (Сигурни Уивер), - и без того огромное полотно картины неудержимо расширяется, вбирая в себя все большее число персонажей и событий. Это фильм, который не охватишь с первого просмотра - такое количество щедрой на детали визуальной информации он обрушивает на зрительный зал. И если поток блокбастеров последних лет приучил зрителей к полному отсутствию авторского начала, к обезличенности компьютерных трюков и общей бессмыслице, то Кэмерон остается верным принципам авторского кино с его "люблю" и "ненавижу", с его месседжами и надеждами пробудить в нас обленившуюся мысль и уснувшую совесть.

Тайна Кэмерона индивидуальна: только он умеет так вовлечь вас в придуманный им мир, заставить поверить в его реальность настолько, что потом трудно выйти на улицы унылых будней. Вы даже будете тосковать по волшебному миру неземной красоты и киношной динамики, по свободному полету фантазии. Вероятно, это и есть квинтэссенция самого понятия о кино, каким оно грезилось его первому магу Мельесу и его последователям от Роу до Диснея.

Кстати

По отзывам, самым спорным элементом фильма стало использование высокой частоты кадров. Новые технологии HFR позволяют вместо обычной скорости в 24 кадра достичь проекции в 48, 60, даже 120 кадров в секунду. Кэмерон сначала предполагал снимать в HFR все новые серии "Аватара", но потом отказался от этой идеи, опасаясь, что резкая смена привычных технологий отшатнет часть публики. Поэтому высокая частота кадров в новой серии используется только в наиболее динамичных сценах.