А началось с того, что у заведения оторвали дверь и любой зашедший туда просматривался со всех сторон. Альтернативой кабинке с дырой в полу стал туалет в ближайшем кафе, но туда владельцы пускают только за деньги. И работает кафе лишь до пяти вечера. В итоге многие водители вместо двери стали использовать покрышку, чтобы прикрывала от ветра и посторонних глаз.
Между тем в чиновничьих кабинетах по этому поводу развернулась целая битва. Приделать дверь или заменить все сооружение на более комфортное городские чиновники отказались наотрез. "Туалет находится на территории Новосибирского района Новосибирской области, а значит, его заменой должны заниматься районные власти, а не мы", - объясняли в мэрии города. "Нет уж, позвольте, так как земельный участок под туалетом является федеральной собственностью, район не может вкладывать средства в ремонт объектов на этой территории - могут посадить за нецелевое использование средств, так что это и подавно не наша забота", - открещивались в районной администрации. Спор затянулся, во властных кабинетах зрела уверенность, что судьбу злополучного клозета должно решать федеральное правительство.
Ситуация с нехваткой мест общего пользования, кстати, для Новосибирска типичная. Несколько месяцев назад на конечной другого маршрута - на Ключ-Камышенском плато - снесли торговый павильон, куда ходили в туалет водители и кондукторы. В итоге им приходится бегать в кусты. А еще одна конечная остановка автобусов находится рядом с кладбищем, вокруг больше ничего нет. Шоферы между могилок и едят, и отдыхают. Ну и все остальное.
Полгода ожесточенных баталий вокруг придорожного туалета завершились неожиданно. В ситуацию вмешалась депутат горсовета Светлана Каверзина. С кем уж она там договаривалась, сколько кому заплатила - есть тайна великая, но в итоге у заведения появилась дверь, а заодно его помыли и обработали антисептиком. О чем депутат тут же сообщила избирателям.
Отчет публику лишь насмешил: "Почему без ленточки и оркестра?" СМИ пошли соревноваться в сарказме: депутат отчиталась о ремонте деревянного туалета! Еще недавно в городе как анекдот пересказывали, как в иркутском селе власти с помпой открыли водоколонку, и в торжественной церемонии принял участие заместитель губернатора! А тут у себя из той же серии: нашла депутат - она же власть - чем гордиться. Тем более туалет никаких волшебных изменений не претерпел...
"Это стеб?" - спрашивают Каверзину в соцсетях. "Это жизнь", - отвечает она.
Конечно, хорошо бы, чтоб у водителей городских автобусов был не только нормальный туалет. Им нужно помещение для отдыха - потому что перерывы между рейсами бывают и по три-четыре часа. Микроволновка, чтобы разогреть еду. Телевизор - вообще предел мечтаний.
Но в городском бюджете на водительский быт нет денег. Чтобы было понятно, немного отвлечемся от туалета. В ноябре, как водится, в Сибири наступила зима. Пошел снег. Городская прокуратура, давно стремящаяся навести порядок с уборкой снега в Новосибирске, вышла на улицы едва ли не раньше дорожников. Зафиксировали 40 нарушений. Снег убирают по-прежнему плохо. Почему? Ответ традиционный - нет техники, нет денег на ее покупку. Прокуратура обратилась в суд, и теперь по его решению мэрия должна купить 650 (!) снегоуборочных единиц. А это 4,5 млрд рублей. Где их взять, непонятно, но я даже не об этом - как можно было накопить такой дефицит техники, чтобы на его устранение нужны были миллиарды? Хроническое недофинансирование, и это в той сфере, за которую мэрию отчаянно долбят надзорные органы, не говоря уже о потоке жалоб горожан. И где тут, спрашивается, туалеты для водителей? "Ежегодно бюджет выделяет 10 млн рублей на обустройство конечных остановок, - говорит Светлана Каверзина. - И ежегодно эти миллионы уходят на другие проекты".
Но ведь есть же еще и коммерсанты, почему бы властям не привлечь к решению проблемы их? Много лет в Новосибирске пытаются реализовать концепцию "умных" остановок. Ума хватает и на то, чтобы в проекте туалеты на конечных остановках были. Но проект проектом... В 2021 году на торги, где 250 "умных" остановок предлагали концессионеру за 368 млн рублей, не заявился никто. С тех пор концепцию упрощают. Остановки в проекте все менее "умные". Но желающих их строить, даже с коммерческими "блоками" (ларьками), пока не нашлось. Последний вариант - на грани отчаяния. Предпринимателям предложили за 1,4 млн рублей обустроить 34 конечных остановки биотуалетами. И еще обслуживать их. Какая здесь выгода, неужели туалеты станут для водителей платными? Но контракт, судя по сайту госзакупок, заключен с единственной пожелавшей принять участие в конкурсе организацией.
P.S. Негатив от этой всеобщей неустроенности выплеснулся прежде всего на Каверзину - а не показывай нам такого! "У нас все благоуханно", - говаривал ныне сенатор, а прежде мэр Новосибирска Владимир Городецкий. Вот с ним мы готовы согласиться - не так ли?