"Аттракцион эмоций": Почему к фильму "Мира" не получится остаться равнодушным

В прокат вышел фильм "Мира" от режиссера картины "Время первых" Дмитрия Киселева. Космос - полноправный герой картины, которую еще до выхода прозвали "нашим ответом "Интерстеллару", поскольку фильм также рассказывает об отношениях отца и дочери.
Главный "спецэффект" картины - не дать разрушиться людям.
Главный "спецэффект" картины - не дать разрушиться людям. / Mars Media Entertainment

В начале картины есть кадры, как в самом обычном сериале. И невольно можно напрячься - неужели весь фильм будет такой. Перед нами - семья. Отчим - Максим Лагашкин, мама - Дарья Мороз. И двое детей. Старшая - Лера (Вероника Устимова) и младший - сводный брат Егор (Александр Петров). Лера - подросток, живет особняком, в своем мире. И со взрослыми, и со сверстниками у нее не складывается. Есть только друг Миша (Евгений Егоров), но он с особенностями. У него нет одной руки, вместо нее - протез. У Леры также есть свои особенности, и она их стесняется, еще не понимая, что сила человека - в его отличии от других. А еще у Леры есть отец, которого все время называют по фамилии Арабов - его играет Анатолий Белый, и он по роли космонавт. Однако же папа все время рядом, так как следит за Лерой с помощью различных технических устройств.

В какой-то момент фильм перестает быть похожим на сериал и начинает катастрофически набирать обороты. Поясним этот речевой оборот. По жанру "Мира" - фильм-катастрофа, и вот уже к планете Земля летят осколки небесных пород - метеоритный дождь. Никто не может понять масштаб разрушений, кроме... специалистов по спецэффектам. Глава студии Main Road Post, которая отвечала за спецэффекты, Арман Яхин написал у себя в соцсетях по поводу фильма слова "мы оторвались". Да, специалисты "оторвались", и это прекрасно для картины, потому что, отпустив себя, они смогли показать, как "оторвались" от земли дома, машины, люди и так далее. Город Владивосток, где снимали картину, воспет уже надолго благодаря "Мире". Именно в нем "развернулись" масштабы происходящего. А безутешный отец с высоты космической станции пытается найти девочку, подключаясь к различным электронным системам и предметам, примерно как искусственный интеллект полицейско-литературного алгоритма в романе Виктора Пелевина "iPhuck 10".

Кадр из "Миры". Фото: Mars Media Entertainment

Кстати, в "Интерстелларе" Кристофера Нолана отец из космоса взаимодействовал с дочкой через книги. В итоге зрители, переживая, охая и ахая, переносятся в космос и обратно на Землю, как на качелях, при этом наблюдают, как критический момент помогает людям сплотиться, выяснить отношения и понять друг друга. Более того - простить. Ведь что еще остается сделать, когда каждый миг как последний.

В российском кино сильна традиция - еще со времен "Экипажа" Александра Митты - сопереживания героям, которые находятся в условиях повышенной опасности. А если герои эти еще и соотечественники, то зал пропитан пониманием, как губка водой. Может быть, это происходит оттого, что история ставит Россию в условия выживания так часто, что в менталитете людей держаться самим и помогать другим. Таким образом, все герои фильма образуют некий магический круг взаимопомощи, когда каждый зависит от остальных, и вся конструкция рухнет, если слабым окажется кто-то один. И герой Анатолия Белого благодаря тому, что он выше всех, - самое крепкое звено этого круга. Сломается он - не выдержат остальные. В первую очередь его дочь, которая уязвима в силу того, что глубочайшая детская травма осталась у нее непроработанной.

Кадр из фильма "Мира". Фото: Mars Media Entertainment

И в этом главный спецэффект картины - не дать разрушиться людям и их внутренних связям. Однако же другие спецэффекты - настоящие, они демонстрируют то, в чем еще больше продвинулось отечественное кино - со времен "Вторжения" и "Притяжения" и даже "Салюта 7" и "Времени первых". Невольно во время просмотра "Миры" зрители задумываются - если так космос снят и показан в этой картине, то что же мы увидим в фильме "Вызов" - который реально снимался на борту настоящей космической станции? Как же нужно будет постараться режиссеру Климу Шипенко - получается, что они с коллегой Дмитрием Киселевым снова конкуренты? И снова картины выходят с перерывом в несколько месяцев. "Мира" - 22 декабря, "Вызов" - 12 апреля.

Однако стоит еще раз подчеркнуть, что главный вызов - не в эффектах и съемках, он - эмоциональный. Константин Эрнст буквально вчера на презентации "Централ Партнершип", анонсируя тизер "Вызова", который покажут перед обращением президента в новогоднюю ночь, сказал, что зрители при просмотре обрыдаются. Пока же зрители уже рыдают во время фильма "Мира". Особенно когда играет композиция кульминационного момента - песня "Туда" в исполнении Михея со словами: "Будет день, и я вернусь туда, где ...не ждали... забыли...любили".

Но перед этим не плачут - в том эпизоде, когда рушится большое высотное здание, с крыши которого открывался лучший вид на звезды. Потому что понимают: дом рушится, но спастись - можно.

Кстати

В фильме есть яркие запоминающиеся второстепенные роли. Так, нельзя не отметить дуэт Владимира Симонова и Татьяны Догилевой. Они играют парочку с рыжей кошкой Марусей в придачу, которая пытается спастись от метеоритного дождя, попутно помогая главной героине. И их персонажи и качество игры дают ту необходимую разрядку, которая так нужна при просмотре любого фильма, держащего зрителей в сильном эмоциональном напряжении.