22.12.2022 14:41
    Поделиться

    "Новая игрушка": современная версия классической комедии с Пьером Ришаром

    Комедия 1976 года "Игрушка" с Пьером Ришаром - из тех немногих картин, которые остаются с нами на десятилетия: может, и немудреных, но милых и обаятельных, способных умилить и развлечь. Ее сюжет потом без особого успеха пытались воспроизвести в Голливуде. Теперь явилась "Новая игрушка", снятая во Франции режиссером Джеймсом Ютом - и это не просто повторение пройденного. Новая версия целиком принадлежит новому веку.
    Один бунтарь во дворце - хорошо, но два - еще лучше. Жамель Деббуз и Симон Фалю в "Новой игрушке".
    Один бунтарь во дворце - хорошо, но два - еще лучше. Жамель Деббуз и Симон Фалю в "Новой игрушке". / Кинопоиск

    По сюжету, как мы помним, избалованный сынок миллиардера покупает себе в подарок в магазине игрушек не модель паровоза, а живого служащего, который после некоторого сопротивления соглашается хорошо подзаработать на этом капризе несмышленыша-толстосума. И в поисках лазейки к сердцу ребенка постепенно открывает драму мальчишки, после развода родителей лишившегося внимания взрослых. В фильме были хороши и Ришар и, особенно, 11-летний Фабрис Греко, который так и не стал потом актером.

    В "Новой игрушке" мальчуган чуть повзрослел и заматерел: исполнителю роли Симону Фалю тринадцать, взгляд стал жестче, повадки - наглей и уверенней. В роли бедолаги Сами, ставшего игрушкой, - Жамель Деббуз, популярный во Франции комический актер марокканского происхождения, что отвечает новейшим требованиям "разнообразия" цветов кожи и степеней курчавости. Роль Филиппа Этьена, отца ребенка отдана Даниелю Отою, и она стала в этой версии едва ли не главной.

    Воды и денег с 1976 года утекло немерено, и малолетний баловень судьбы из старой "Игрушки" почувствовал бы себя нищим, попав волшебные "детские комнаты" - дворцовые залы, отведенные Александру в его роскошном частном Версале образца 2022-го. Эти залы уже стоят того, чтобы посмотреть картину: технологии будущего, виртуальная реальность наяву, осуществленные грезы технаря-маньяка. Этот Александр не чужд массовых трендов новых времен и, пользуясь возможностями набитого спецэффектами зала, ведет в Сети свой канал по астрофизике. А также каждый вторник летает из Парижа в Биарриц на серфинг- ловить волну.

    Урок комедии теперь касается не только миллиардера Этьена, но и каждого, кто забыл, из чего состоит реальная жизнь

    В таком антураже и пораженному Сами есть чем заняться. Можно громогласно изумиться произведению искусства в виде унитаза, но за два миллиона и на пьедестале с подсветкой. Можно, освоившись в роскоши, красть на кухне любимые "мадленки" и собачиться с бдительным охранником. Можно учинить во дворцовых покоях разгром - и так найти общий язык с бунтарски настроенным Александром. Можно попытаться укротить не только строптивого сынка, но и его замороженного в своем величии папашу (сцена обучения папы дружеским объятиям рассчитана на гогот зала, но сыграна нестерпимо фальшиво). И возникает одна из ведущих тем фильма: богатство как золоченая клетка, в которой человек заперт пожизненно, от живой жизни фактически отлученный. У папы-миллионера то деловые поездки, то ужин с японским премьером, переговоры и бизнес-приемы, ему не до сына - а тот трагически одинок и легко покупается на купленную им живую игрушку.

    В новой картине ствол фабулы оброс актуальными мотивами и стал пышно ветвиться. Здесь вам и столкновение заоблачного богатства с нормальной жизнью, ревнивая жена на последнем месяце, и социальные мотивы с бунтующим народом. Этьен закрывает свой завод, целый район останется без работы - и когда Сами устроит подопечному поучительную экскурсию в реальность, новый сытый будет готов учинить в отцовском бизнесе революцию. И теперь от смышленого Сами зависит судьба целой индустриальной империи. Перед нами пройдут демонстрации трудящихся, бичующие капиталистическое общество, - в общем, много чего нового произойдет в этой версии уже совсем не игрушечной, хотя по-прежнему занятной "Новой игрушки". "Мы все здесь - игрушки" - горькие слова новоявленной "Мери Поппинс" прозвучат девизом смутного времени.

    В фильме хороши и Даниель Отой (отец), и Симон Фалю (Александр), колоритны персонажи окружения - слуги, повара, охрана, жена, соседи по картонному (все слышно!) дому. Некоторая проблема только с главным героем - "игрушкой" по имени Сами. Точнее, с исполнителем роли Жамилем Дебузом. Он хороший комедийный актер с уклоном в эксцентриаду, по ходу дела ему нужно кувыркаться, вступать в рукопашную, играть на рояле и выполнять множество физических действий. Но эти простейшие действия становятся почти цирковыми в силу травмы, полученной актером в детстве, когда после инцидента в метро он потерял способность управлять правой рукой - она безжизненна и спрятана в карман. Фильм тактично делает вид, что никто этого не замечает, и в этом роковая ошибка его авторов: скованность исполнителя очень заметна. Но если актер сумел обратить свою беду в победу, почему бы не сделать то же самое с героем картины? Она обрела бы новые смыслы и краски, и не пришлось бы уподоблять ее параолимпиаде, которая переводит действо в совсем другое русло.

    Трансформации, происходящие с персонажами, - самое увлекательное в фильме. Даже увлекательней, чем в "Игрушке": картина получилась многослойнее, в ней больше резких разворотов фабулы. И этот урок теперь касается не только условного миллиардера Филиппа Этьена, владельца заводов и пароходов, но и любого чиновника, олигарха, парламентария - каждого, кто забыл, из каких забот состоит реальная жизнь.

    Поделиться