В представленной "дорожной карте" проанализированы основные проблемы, мешающие реализации постановления правительства РФ № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В ней же представлены конкретные предложения по нормативно-правовым актам, принятие которых позволит контролировать соблюдение режима в сфере закупок светодиодного осветительного оборудования.
Среди предложений, прописанных в "дорожной карте", упоминается необходимость каждому участнику закупок при подаче заявки указывать номер записи из реестра РЭП (российской радиоэлектронной продукции) для подтверждения производства продукции в РФ. Также предлагается представлять документы о том, что заявленные производителями светодиоды были приобретены или произведены на территории стран ЕАЭС в том количестве, которое необходимо для сборки указанного при закупке объема светотехники. Отдельно прописана ответственность за несоблюдение данных требований.
Директор Департамента методического обеспечения проведения сертификации Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Ильичев согласен с тем, что проблемы, описанные в дорожной карте АПСС, действительно существуют.
"Ответственность за соответствие поставляемого товара по итогам проведенного тендера лежит на закупщике и поставщике, которые могут намеренно или нет, ввиду отсутствия необходимых компетенций, использовать продукцию, не соответствующую критериям, предъявляемым к промышленной продукции отечественного производства. В том числе в конечных изделиях, получивших акт экспертизы от Торгово-промышленной палаты, могут применяться компоненты отличные от тех, с которыми устройство проходило экспертизу в региональной палате".
Глава ведомства считает, что объединение производителей светотехники, как главный интересант в существовании на рынке равной конкуренции, указывает на вполне реальные проблемы.
"Сигналы о присутствии на рынке отечественной продукции контрафакта действительно поступают, - поддерживает это мнение Максим Третьяков, член Экспертного совета Комитета по промышленности Общероссийской общественной организации "Опора России". - В системе государственных закупок ежедневно публикуются тысячи тендеров и проверять каждый на соответствие требованиям тому же национальному режиму у регулятора просто нет возможности".
Задачу по проведению мониторинга госзакупок взяла на себя АПСС, однако для усиления контроля за нарушениями при госзакупках необходимо расширить инструментарий предложениями из "дорожной карты". Среди наиболее распространенных нарушений, выявленных в ходе этого мониторинга, указываются отсутствие номеров реестровых записей Минпромторга РФ; отсутствие продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции; неправомерное использование реестровых записей, размещенных на сайте Минпромторга России. В итоге победителями торгов, порой, признаются участники, предложения которых не соответствуют требованиям аукционной документации.
В НП "Опора" добавили, что желание производителей защитить свои инвестиции понятно и должно быть поддержано. Только в период с 2020 по 2021 годы в России были запущены крупные производства светодиодов. ПК "Клевер" в новую линию инвестировал более 350 млн рублей. Линия запущена в сотрудничестве с "Роснано". Производственные мощности запущенной GS Group в июне 2021 года линии составили 145 млн светодиодов в год с последующим расширением до 400 млн в год. Холдинг вложил в проект свыше 300 млн рублей. 26 августа прошлого года компания "РуСИД" запустила производство светодиодов на площадке в Армавире.
В АПСС сообщили, что находятся в постоянном диалоге с Минпромторгом России для поиска эффективных механизмов решения проблемы". В настоящее время АПСС прорабатывает совместно с представителями Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции при Минпромторге методику своевременного выявления контрафактной продукции на этапе подачи заявок на сайте госзакупок. В отношении нарушителей планируют применять более жесткие меры, чем раньше.
За последние полгода АПСС промониторила 314 государственных закупок светодиодного оборудования на общую сумму в 13,5 млрд рублей. Контракты с выявленными ассоциацией нарушениями позже были расторгнуты. По оценкам представителей отрасли, объем контрафакта при госзакупках может достигать 50%, то есть, речь идет о порядка 5 млрд рублей, выводимых за рубеж.