В энергетике появились новые тренды. Это, например, активные потребители, которые умеют управлять своим энергоснабжением, вмешиваются в централизованное управление, могут сами производить энергию и подавать ее в сеть. Еще одна тенденция - децентрализация. На сегодняшний день системные перетоки между регионами сократились до тридцати процентов, фактически регионы перешли на самообеспечение энергией. Децентрализация идет и внутри регионов. Естественно, требуется изменить технологическую цепочку.
Энергетика должна обеспечивать устойчивое развитие и, как следствие, рост экономики. А вышесказанное ограничивает ее в этом. И надо определиться: или мы просто модернизируем отрасль, или выбираем другой путь. Если выбираем стратегические перемены, то тогда необходимо изменить структуру энергосистемы.
До сих пор она работала так: производство - транспорт - потребление. А сегодня потоки становятся многосторонними. Если потребитель не только использует энергию, но и передает ее, то необходимо и соответствующее оборудование. Трансформаторная подстанция должна иметь возможность принимать энергию от потребителей. Это приводит к тому, что абсолютно меняется значение распределительного комплекса. В него внедряются смарт-гриды, "умные" счетчики, возникают вопросы о включении в систему источников возобновляемой энергетики, вопросы взаимодействия сетевых структур и розничного рынка.
В конечном итоге нам нужно изменить вообще систему оптового и розничного рынков. У нас вся нагрузка ложится на розничный рынок. Следовательно, для корректной работы в новых условиях нужно внести изменения в законодательство, связанное прежде всего с необходимостью выхода всех источников энергии на розничные рынки и возможностью регулировать тарифы на этом рынке. Это позволит то, что мы до сих пор никак не можем сделать, - городским потребителям освободиться от нагрузки, связанной с содержанием высоковольтных сетей. То есть на самом деле мы их не используем, а в тарифах эти расходы заложены.
Следующий шаг - интеграция систем, которая тоже позволяет изменить затраты, в том числе на информационное обеспечение, телекоммуникации. Это предполагает объединение в единый комплекс всех технологических систем электро-, тепло-, газоснабжения, водоснабжения, что позволит сформировать устойчивую городскую систему, которая обеспечит бесперебойную работу производителям ресурсов и стабильные затраты потребителям.
Самая непростая ситуация - в теплоснабжении. Тепловые источники производят в два раза больше энергии в сопоставимых ценах, чем электрическая генерация. Общая мощность теплоисточников в три раза больше, чем электрических. Но тем не менее когда мы говорим о безуглеродной энергетике, о народном хозяйстве, о росте экономики, то имеем в виду только электроэнергетику. В теплоснабжении тоже существуют глобальные тенденции. Мы должны перейти от пассивного регулирования нагрузки к регулированию режима работы системы в соответствии с изменениями температуры воздуха. Это возможно, если мы перейдем на контурные системы "источник - сети - потребитель". В данном случае система будет саморегулируемая, потребители могут регулировать свою нагрузку, и в эти системы впишется любой распределенный источник. Такое предложение тоже необходимо рассмотреть на законодательном уровне. Но газ туда не идет. А ведь ТЭК должен обеспечивать инвестиционный потенциал, совершенно другой уровень экономики, социальной сферы Сибирского региона. Только в этом случае возможен такой синергетический эффект, который позволит выйти на абсолютно другой экономический уровень. Это направление нам тоже необходимо прорабатывать в стратегических документах.
Вопрос энергосбережения также важен. Министерство энергетики поставило цель - с 2021-го по 2030 год снизить совокупное потребление на 466 миллионов тонн условного топлива. Наш сегодняшний потенциал - 420 миллионов тонн. Но сегодня по обеспеченности потребителей приборами мы выполняем план лишь на 56 процентов. А это тот вопрос, без решения которого невозможно говорить об энергоснабжении. Поэтому здесь надо тоже принимать какие-то решения.
Не могу не сказать о Байкале. Центральной экологической зоне необходим всего один миллиард киловатт-часов в год. Иркутская область производит 55 миллиардов, там много дешевой электроэнергии, которую генерируют ГЭС. При этом местные ТЭЦ и котельные сжигают уголь с зольностью 37 процентов (хотя есть уголь с зольностью 18 процентов) и отходы сваливают в окрестностях Байкала. Обсуждается судьба Байкальска, где закрыли целлюлозно-бумажный комбинат, встает вопрос о строительстве там многотопливных котельных, и опять об оптимальном использовании производимой в регионе электроэнергии ничего не говорится.
И еще об экологии. Это вопросы, связанные с угольной энергетикой. У нас в среднем по России уголь в топливно-энергетическом балансе занимает 12 процентов. В Сибири - 86 процентов, на Дальнем Востоке - 57. И эта составляющая очень серьезно бьет по экологии. Проблему надо решать. В частности, через снижение удельного расхода топлива. Российская угольная энергетика отстает от ведущих стран по удельным расходам. Затраты этого топлива у нас выше в среднем на 23 процента, а кое-где и на 215 процентов. Поэтому и выбросы CO2 в России в среднем в 2-2,8 раза больше, чем в странах Северо-Восточной Азии.
Конечно, данные вопросы нужно рассматривать очень осторожно с точки зрения сохранения угольной отрасли, социальной сферы, но надо находить компромисс, который позволит и сократить выбросы, и сохранить работу угольных предприятий. И нужно непременно переходить на другие технологии, на более глубокую переработку угля, а не только на извлечение газа. Только если будет более глубокая переработка с получением дополнительных ресурсов, мы сможем поддержать угольную отрасль.
Все эти задачи требуют общего внимания - и бизнеса, и ученых, и органов государственной власти. Есть важные проблемы, которые можно решить только на федеральном уровне.
В нынешней геополитической ситуации Запад отказывается от поставок наших энергоресурсов. Мы развернулись на Восток. Но при этом многое теряем с точки зрения поддержки нашего инвестиционного потенциала. Сегодня строится газопровод "Ковыкта - Чаянда" для того, чтобы по "Силе Сибири" подать газ в Китай, но мы забываем про своих потребителей. Планировалось, что газ пойдет в Иркутскую область, а далее, соответственно, в Бурятию, Красноярский край, Забайкалье.