По расчетам аналитиков холдинга "Сибирский цемент", за двенадцать месяцев 2022-го сибирские регионы (с учетом Забайкалья и Бурятии) потребят около 6,37 миллиона тонн цемента. Аналогичный показатель прошлого года - 6,7 миллиона. Отрицательная динамика фиксируется с марта, она сменила прирост января-февраля, обеспечивший небольшую подушку безопасности.
- В новых экономических условиях производители цемента столкнулись с различными сложностями. Падение спроса может сделать положение предприятий отрасли, в среднем загруженных лишь наполовину, еще более тяжелым, - говорит первый вице-президент АО "ХК "Сибцем", зампредседателя Общественного совета при ФАС России Валерий Бодренков.
А такой вариант вполне возможен. В "Сибирском цементе" рассматривают три сценария развития событий в 2023 году - оптимистичный, рабочий и негативный. Рабочий не исключает снижения спроса на цемент в России на семь процентов к уровню 2022-го. При этом, планируя ремонтную и инвестиционную программы на следующий год, холдинг ориентируется не на падение объемов потребления цемента, а минимум на их сохранение на текущем уровне. К слову, финансовые ресурсы, которые "Сибцем" направляет на модернизацию производств, год от года увеличиваются. По итогам 2022-го этот показатель составит 7,2 млрд рублей - на 3,5 млрд больше, чем в 2021-м.
В компании объясняют: отечественные предприятия цементной промышленности долгое время работали в обстоятельствах жесткого системного недофинансирования. В условиях невысокого спроса на продукцию и напряженной конкурентной борьбы цементники сдерживали цены, что не позволяло в полной мере выполнять переоснащение производств. Но откладывать инвестпроекты больше нельзя - предприятия остро нуждаются в масштабной системной модернизации. Только так производители смогут обеспечить эффективность и конкурентоспособность отрасли, от стабильного функционирования которой без преувеличения зависит состояние строительного комплекса страны.
Цементники надеются, что меры, предпринимаемые правительством страны, помогут сгладить негативные тенденции. Речь идет о поддержании темпов ипотечного кредитования со снижением процентной ставки, а также о продлении программ льготной ипотеки. Не менее важно широко внедрять прогрессивные технологии в дорожном строительстве и ремонте - с применением отечественных материалов, техники, передовых научных решений. Повысить качество, безопасность и долговечность магистралей позволяет использование цементобетона. Это давно и многократно подтверждено практикой. По мнению президента Ассоциации бетонных дорог, доктора технических наук Виктора Ушакова, в России есть все для выполнения задач нацпроекта "Безопасные качественные дороги", связанных с увеличением нормативных сроков службы трасс. Но чтобы эти задачи выполнялись, нужна политическая воля.
- О необходимости более широкого внедрения эффективных технологий обустройства дорожного полотна с применением цементобетона сегодня много говорят на разных уровнях. Однако по итогам 2021 года только 0,1 процента возведенных в нашей стране трасс построено в цементобетоне, на остальных объектах уложен асфальт, - подчеркивает Валерий Бодренков. - Чтобы изменить ситуацию, необходимо как можно скорее разработать объективные механизмы сравнения двух подходов к возведению автодорог, выстроить открытый конструктивный диалог двух сторон. Кроме того, важно обеспечить прозрачность и публичность процедур технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд для каждого проекта.
Другой значимый для отрасли вопрос - отмена государственного контроля за оборотом отдельных видов стройматериалов, в том числе цемента. Как отметила на недавнем совместном заседании комитетов Российского союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты РФ исполнительный директор НО "СОЮЗЦЕМЕНТ" Дарья Мартынкина, проверки не проводятся уже 2,5 года. Это привело к росту объемов фальсифицированной и контрафактной продукции, использование которой опасно для жизни и здоровья людей. Из-за расширения теневого рынка огромные убытки несут и государственный бюджет, и добросовестные производители.
Выводить строительный материал на биржу, по мнению отраслевых экспертов, без тщательного анализа всех рисков не следует. Чтобы не нарушить баланс интересов производителей и потребителей.
- Рынок цемента считают высококонцентрированным и низкоконкурентным. Думаю, инициатива вывести цемент на биржу обусловлена именно таким взглядом на отрасль, - полагает Валерий Бодренков. - Однако я дал бы цементному рынку страны другую характеристику. Сегодня в России свою продукцию свободно продают десятки отечественных и зарубежных поставщиков, только в Сибири их около двух десятков. В условиях значительного профицита мощностей они ведут напряженную борьбу за каждого потребителя, нередко работая с минимальной прибылью.
Производители считают возможным продавать цемент на бирже исключительно на добровольных началах, без установления определенного количества продукции для обязательной реализации. При этом необходимо учитывать сезонный характер потребления стройматериала, логистические особенности, нюансы взаимодействия с каждым потребителем, рост издержек компаний, вынужденных создавать специальные подразделения для организации биржевой торговли. Есть риск, что цена товара для конечного покупателя будет обоснованно расти, а не снижаться. Возможно, сначала стоит получить правовое заключение, мнение научного и отраслевого сообщества, представителей ФАС и Минпромторга РФ.